Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горшунова Д.Н., судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И., при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Арского м
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2016 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2016 года, которым постановлено:
"иск удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Апазовского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Качелинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Наласинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Новокишитского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Средне-Атынского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Среднекорсинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Старокырлайского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Старочурилинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Урнякского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Новокырлайского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Шушмабашского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Янга-Сальского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах Арского муниципального района Республики Татарстан:
- внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды н.п. Казанбаш, Штырь, Старое Чурилино, Ашабаш, Чулпаново, Венета, Губурчак, Сиза, Мурали, Разъезд Корса, Средние Верези, Большие Верези, Урнашбаш, Старая Юльба, Субаш Аты, Наласа, по ул. Крайняя, ул. Серп и Молот с. Новый Кинер, Алан, Старый Муй, Средние Аты, Нижние Аты, Старый Кырлай, Татарское Кадряково, Верхние Верези, Новый Яваш, Нуса, Каенсар, Симетбаш, Кшкар, Новый Кишит Арского района Республики Татарстан в соответствие с установленными требованиями;
- разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды н.п. Казанбаш, Штырь, Старое Чурилино, Ашабаш, Чулпаново, Венета, Губурчак, Сиза, Мурали, Разъезд Корса, Средние Верези, Большие Верези, Урнашбаш, Старая Юльба, Субаш Аты, Наласа, по ул. Крайняя, ул. Серп и Молот с. Новый Кинер, Алан, Старый Муй, Средние Аты, Нижние Аты, Старый Кырлай, Татарское Кадряково, Верхние Верези, Новый Яваш, Нуса, Каенсар, Симетбаш, Кшкар, Новый Кишит Арского района Республики Татарстан в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в срок до 23 марта 2017 года".
Проверив материалы дела, заслушав представителя исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан - Мухаметову А.Ф. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан - Шайхуллину Э.Г., возражавшую ее удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Арском, Высокогорском районах обратился в суд с иском к исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия исполнительного комитета Арского муниципального района по неисполнению требований санитарного законодательства незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды населенных пунктов Арского района в соответствие с установленными требованиями, по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды населенных пунктов Арского района в соответствие с установленными требованиями.
В обоснование заявленных требований указано, что целью обращения в суд с исковым заявлением, является признание незаконными бездействия исполнительного комитета, осуществляющего свою деятельность с нарушением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения качества питьевой воды. Во исполнение части 5 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес Исполнительного комитета муниципального образования Арского района было направлено уведомление о показателях проб питьевой воды, не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", отобранных в 2015 году в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды водопроводных систем и сооружений централизованного водоснабжения в населенных пунктах Арского района, а именно: н.п. Казанбаш - жесткость общая (18,12+2,72 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Штырь - жесткость общая (16,14+2,42 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Старое Чурилино - жесткость общая (13,96+2,09 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Ашабаш - жесткость общая (12,18+1,83 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Чулпаново - жесткость общая (19,70+2,96 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Венета - жесткость общая (32,18+4,83 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Губурчак - жесткость общая (15,15+2,27 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Сиза - жесткость общая (17,10+2,57 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Мурали - жесткость общая (13,50+2,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Разъезд Корса - жесткость общая (24,90+3,74 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Средние Верези - жесткость общая (12,25+1,84 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Большие Верези - жесткость общая (23,91+3,59 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Урнашбаш - жесткость общая (18,12+2,72 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (55,29 + 8,29 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л); н.п. Старая Юльба - жесткость общая (10,88+1,63 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Субаш Аты - жесткость общая (10,29+1,54 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Наласа - жесткость общая (13,14+1,97 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); по ул. Крайняя с. Новый Кинер - жесткость общая (9,146+1,42 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); по ул. Серп и Молот с. Новый - жесткость общая (12,84+1,93 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Алан - жесткость общая (12,84+1,93 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Старый Муй - жесткость общая (26,86+4,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - железо (0,47 + 0,12 мг-экв./л, при норме не более 0,3 (1) мг-экв./л); н.п. Средние Аты - жесткость общая (33,91+5,09 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Нижние Аты - жесткость общая (23,92+3,59 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Старый Кырлай - жесткость общая (30,97+4,64 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Татарское Кадряково - жесткость общая (28,81+4,32 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Верхние Верези - жесткость общая (11,96+1,79 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Новый Яваш - жесткость общая (13,52+2,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Нуса - жесткость общая (8,82+1,32 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (56,49+8,47 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л); н.п. Каенсар - жесткость общая (24,9 + 3,73 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Симетбаш - жесткость общая (9,02+1,35 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Кшкар - жесткость общая (9,95+1,49 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л); н.п. Новый Кишит - жесткость общая (9,9+1,49 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (83,26+12,49 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л).
В соответствии с частью 6 статьи 23 данного Закона в случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. В силу части 7 статьи 23 Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течении трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля 2016 года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. Употребление населением воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, создает угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) - заболеваний человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических), и (или) социальных факторов среды обитания. Так употребление воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузыре. Употребление питьевой воды с повышенной минерализацией приводит к различным неблагоприятным физиологическим отклонениям в организме: способствует перегреву в жаркую погоду, ведет к нарушению чувства утоления жажды, увеличению гидрофильности тканей (отекам), изменению секреции желудка, усилению его моторной функции и перистальтики кишечника и другим.
На этом основании территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Арском, Высокогорском районах просит признать незаконным бездействие Исполнительного Комитета муниципального образования Арского района Республики Татарстан по неисполнению требований санитарного законодательства (в части обеспечения соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам), по не обеспечению условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требования, обязать Исполнительный комитет муниципального образования Арского района Республики Татарстан устранить выявленные нарушения качества питьевой воды в населенных пунктах Арского муниципального района Республики Татарстан: внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды н.п. Казанбаш, Штырь, Старое Чурилино, Ашабаш, Чулпаново, Венета, Губурчак, Сиза, Мурали, Разъезд Корса, Средние Верези, Большие Верези, Урнашбаш, Старая Юльба, Субаш Аты, Наласа, по ул. Крайняя, ул. Серп и Молот с. Новый Кинер, Алан, Старый Муй, Средние Аты, Нижние Аты, Старый Кырлай, Татарское Кадряково, Верхние Верези, Новый Яваш, Нуса, Каенсар, Симетбаш, Кшкар, Новый Кишит Арского района Республики Татарстан в соответствие с установленными требованиями; разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды н.п. Казанбаш, Штырь, Старое Чурилино, Ашабаш, Чулпаново, Венета, Губурчак, Сиза, Мурали, Разъезд Корса, Средние Верези, Большие Верези, Урнашбаш, Старая Юльба, Субаш Аты, Наласа, по ул. Крайняя, ул. Серп и Молот с. Новый Кинер, Алан, Старый Муй, Средние Аты, Нижние Аты, Старый Кырлай, Татарское Кадряково, Верхние Верези, Новый Яваш, Нуса, Каенсар, Симетбаш, Кшкар, Новый Кишит Арского района Республики Татарстан в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
До рассмотрения дела представителем истца было заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков при рассмотрении дела исполнительных комитетов Апазовского, Качелинского, Новокишитского, Наласинского, Средне-Атынского, Среднекорсинского, Старокырлайского, Старочурилинского, Урнякского, Новокырлайского, Янга-Сальского, Шушмабашского сельских поселений Арского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Арском, Высокогорском районах Шайхуллина Э.Г. иск поддержала, просила возложить обязанности по устранению указанных нарушений на исполнительные комитеты Апазовского, Качелинского, Новокишитского, Наласинского, Средне-Атынского, Среднекорсинского, Старокырлайского, Старочурилинского, Урнякского, Новокырлайского, Янга-Сальского, Шушмабашского сельских поселений Арского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель ответчиков Мухаметова А. Ф. иск не признала.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился исполнительный комитет Арского муниципального района, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. При этом указывается, что судом первой инстанции не было принято во внимание обстоятельство отсутствия как на районном, так и на поселенческом уровне технических заданий на разработку или приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разрабатывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, а не органом местного самоуправления.
В суде апелляционной инстанции представитель исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан Мухаметова А.Ф. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Шайхуллина Э.Г. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории административных дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно со статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 14 Федерального закона от 29 декабре 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
В силу части 7 этой же статьи Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Согласно части 9 указанной статьи 23 Закона на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
На основании пунктов 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24 "О введении в действие санитарных правил", безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям, содержанию вредных химических веществ и благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, определенным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Судом установлено, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в адрес ответчиков было направлено уведомление от 28 января 2016 года о показателях проб питьевой воды, не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", отобранных в 2015 году в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды водопроводных систем и сооружений централизованного водоснабжения в населенных пунктах Арского района, а именно:
- н.п. Казанбаш - жесткость общая (18,12+2,72 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Штырь - жесткость общая (16,14+2,42 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Старое Чурилино - жесткость общая (13,96+2,09 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Ашабаш - жесткость общая (12,18+1,83 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Чулпаново - жесткость общая (19,70+2,96 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Венета - жесткость общая (32,18+4,83 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Губурчак - жесткость общая (15,15+2,27 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Сиза - жесткость общая (17,10+2,57 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Мурали - жесткость общая (13,50+2,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Разъезд Корса - жесткость общая (24,90+3,74 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Средние Верези - жесткость общая (12,25+1,84 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Большие Верези - жесткость общая (23,91+3,59 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Урнашбаш - жесткость общая (18,12+2,72 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (55,29 + 8,29 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л),
- н.п. Старая Юльба - жесткость общая (10,88+1,63 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Субаш Аты - жесткость общая (10,29+1,54 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л)
- н.п. Наласа - жесткость общая (13,14+1,97 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- по ул. Крайняя с. Новый Кинер - жесткость общая (9,146+1,42 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- по ул. Серп и Молот с. Новый - жесткость общая (12,84+1,93 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
-н.п. Алан - жесткость общая (12,84+1,93 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Старый Муй - жесткость общая (26,86+4,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - железо (0,47 + 0,12 мг-экв./л, при норме не более 0,3 (1) мг-экв./л),
- н.п. Средние Аты - жесткость общая (33,91+5,09 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Нижние Аты - жесткость общая (23,92+3,59 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л).
- н.п. Старый Кырлай - жесткость общая (30,97+4,64 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Татарское Кадряково - жесткость общая (28,81+4,32 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Верхние Верези - жесткость общая (11,96+1,79 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Новый Яваш - жесткость общая (13,52+2,03 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Нуса - жесткость общая (8,82+1,32 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (56,49+8,47 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л),
- н.п. Каенсар - жесткость общая (24,9 + 3,73 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Симетбаш - жесткость общая (9,02+1,35 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Кшкар - жесткость общая (9,95+1,49 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л),
- н.п. Новый Кишит - жесткость общая (9,9+1,49 мг-экв./л, при норме не более 7 (10) мг-экв./л), - нитраты (83,26+12,49 мг-экв./л, при норме не более 45 мг-экв./л).
Техническое задание исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями отсутствует, что ставит под сомнение качество воды, подаваемой населению.
Употребление населением воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, создает угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) - заболеваний человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических), и (или) социальных факторов среды обитания. Так употребление воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузыре. Употребление питьевой воды с повышенной минерализацией приводит к различным неблагоприятным физиологическим отклонениям в организме: способствует перегреву в жаркую погоду, ведет к нарушению чувства утоления жажды, увеличению гидрофильности тканей (отекам), изменению секреции желудка, усилению его моторной функции и перистальтики кишечника и др.
Указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы населения, проживающего в жилых домах населенных пунктов Казанбаш, Штырь, Старое Чурилино, Ашабаш, Чулпаново, Венета, Губурчак, Сиза, Мурали, Разъезд Корса, Средние Верези, Большие Верези, Урнашбаш, Старая Юльба, Субаш Аты, Наласа, по ул. Крайняя, ул. Серп и Молот с. Новый Кинер, Алан, Старый Муй, Средние Аты, Нижние Аты, Старый Кырлай, Татарское Кадряково, Верхние Верези, Новый Яваш, Нуса, Каенсар, Симетбаш, Кшкар, Новый Кишит Арского района Республики Татарстан, в связи с чем создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, а также нормы законодательства, регулирующие правоотношения в данной области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что принятое по делу решение неисполнимо ввиду отсутствия как на районном, так и на поселенческом уровне технического задания на разработку или приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, отклоняется судебной коллегией, поскольку наличие технического задания предусмотрено требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а его отсутствие не освобождает органы местного самоуправления от проведения мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями нормативов.
Позиция апеллянта о том, что согласно Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении" план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разрабатывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, а не органом местного самоуправления, следовательно, по данному делу выбран ненадлежащий ответчик, по мнению судебной коллегии, ошибочна и необоснованна ввиду противоречия нормам приведенного законодательства.
В соответствии положениями статьи 23 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обязанность по внесению изменения в техническое задание возложена на органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, которые судом первой инстанции проанализированы, оснований к их переоценке судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, обжалуемое решение вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Вместе с тем, судебная коллегия, принимая во внимание то, что данное дело было рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, не усматривает оснований к отмене по процессуальным основаниям правильного по своей сути и обоснованного решения суда, поскольку, по правилам части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.