Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Саитгараевой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Султанова Ф.Р., Султановой Р.Н. Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Каримова Р.Г., Гайнанова Х.И., Яппарова Р.М., Кашапова Р.Х., Исмаева М.М. и Зубко А.А. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Султанова Ф.Р., Султановой Р.Н., Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Каримова Р.Г., Гайнанова Х.И., Яппарова Р.М., Кашапова Р.Х., Исмаева М.М., Зубко А.А. к исполнительному комитету муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, ЭПУ "Челныгаз" о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить уличным газоснабжением жилые дома отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Султанова Ф.Р., Султановой Р.Н., Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Каримова Р.Г., Гайнанова Х.И., Яппарова Р.М., Кашапова Р.Х., Исмаева М.М. и Зубко А.А. - Сафиной Эльнары Наилевны, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" Яруллиной Алисы Азатовны, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Султанов Ф.Р., Султанова Р.Н., Есиева И.В., Сабиров Э.Р., Янайкин С.А., Каримов Р.Г., Гайнанов Х.И., Яппаров Р.М., Кашапов Р.Х., Исмаев М.М. и Зубко А.А. обратились в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить жилые дома уличным газоснабжением. Заявленные требования мотивированы следующим.
Административные истцы являются жителями домов NN 212 - 218 по улице Социалистическая города Мензелинска Мензалинского муниципального района Республики Татарстан, проживают в жилых домах с 2013 года. После предоставления земельных участков под индивидуальное строительство жилья за свой счет они провели водоснабжение и электроснабжение, не имеют подъездных путей. Административным ответчиком меры по организации газоснабжения улицы Социалистическая не предприняты.
Просили признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в отсутствии организации уличного газоснабжения к их домам, и обязать административного ответчика предпринять меры к обеспечению уличного газоснабжения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" в лице его эксплуатационно-производственного управления "Челныгаз" (далее - ЭПУ "Челныгаз" общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань").
В судебном заседании Султанова Р.Н., Султанов Ф.Р., Каримов Р.Г., Яппаров Р.М., Кашапов Р.Х. свои требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Гайнанова Х.И., Исмаева М.М. и Зубко А.А.
Представитель исполнительного комитета муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и представитель ЭПУ "Челныгаз" общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" административный иск не признали.
Решением суда от 5 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Султанова Ф.Р., Султановой Р.Н., Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Каримова Р.Г., Гайнанова Х.И., Яппарова Р.М., Кашапова Р.Х., Исмаева М.М. и Зубко А.А. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Они считают, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства и неправильно применил нормы материального права. Ссылаясь на те же доводы, которые приводились ими в суде первой инстанции, заявители апелляционной жалобы настаивают на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что 9 ноября 2012 года имело место коллективное обращение жителей улицы Социалистическая города Мензелинска к главе Мензелинского муниципального района Республики Татарстан с просьбой о проведении на улице Социалистическая газоснабжения. На данное обращение получен ответ о включении вопросов газоснабжения, водоснабжения и строительства дорог в указанном районе в план по развитию инфраструктуры города Мензелинска на 2013-2015 годы. В связи с этим административные истцы считают, что выводы суда о том, что они не обращались к административному ответчику с предложением о включении в региональную программу газификации, не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Исполнительный комитет муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан своего представителя в суд не направил.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона от 31 марта 1999 года N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения), вступившие в силу с 1 марта 2014 года, а также внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021, в части дополнения их разделом VI.2 "Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям".
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) сети газопотребления объектов капитального строительства, в которых расположено газоиспользующее оборудование, к сетям газораспределения газораспределительных организаций. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с Методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 года N 101-э/3.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных по улице Социалистическая города Мензелинска Республики Татарстан.
10 июля 2014 года они обратились к прокурору Мензелинского района Республики Татарстан с просьбой о возложении на исполнительный комитет муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обязанности обеспечить их уличным газоснабжением.
8 августа 2014 года в ответ на обращение административных истцов прокуратура Мензелинского района Республики Татарстан признала их обращение обоснованным и по фактам выявленных нарушений внесла представление в исполнительный комитет муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан с требованием устранить выявленные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, обеспечить уличным газоснабжением. Из справки Мензелинской районной эксплуатационной службы эксплуатационно-производственного управления "Челныгаз" общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" от 29 апреля 2016 года, которая выдана административному истцу Султанову Ф.Р., следует, что техническая возможность подключения к сетям газоснабжения домов N N 212-2016 по улице Социалистическая города Мензелинска отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возложение в судебном порядке на исполнительный комитет муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обязанности по решению вопроса местного значения, реализация которой предполагает соблюдение установленной законом процедуры, противоречит положениям закона и бюджетного законодательства, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении и административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
В соответствии с пунктами 6, 14 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наименования и местонахождения, определяемых на основании схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, а также на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - региональная программа газификации).
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Пунктами 15-18 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения предусмотрено, что в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
В случае получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.
В случае если региональная программа газификации не утверждалась и специальная надбавка к тарифам на услуги исполнителя по транспортировке газа по газораспределительным сетям не установлена, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого входит утверждение региональной программы газификации, с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства, с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.
Заявитель также вправе обратиться к исполнителю с тем, чтобы исполнитель самостоятельно выполнил действия, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил. В этом случае исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного обращения заявителя обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий.
Таким образом, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, каковыми являются жилые дома административных истцов, к сетям газораспределения предусматривает конкретную процедуру его реализации. При этом в орган местного самоуправления обращаются лица, не располагающие сведениями об организации, выдающей технические условия, с запросом о такой организации.
Обжалуемое решение соответствует указанным правовым положениям.
Как следует из материалов дела, с запросом о предоставлении технических условий в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к исполнителю в лице эксплуатационно-производственного управления "Челныгаз" общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" в установленном законом порядке административные истцы не обращались.
Соответственно, технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий ими не были получены и получены быть не могли.
В связи с этим правом на обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения своих объектов капитального строительства, также как и правом на обращение к исполнителю в лице общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" с тем, чтобы исполнитель самостоятельно выполнил действия, предусмотренные пунктами 16 и 17 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, административные истцы воспользоваться также не могли.
С учетом изложенного основания для вывода о том, что действиями исполнительного комитета муниципального образования "город Мензелинск" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан нарушено право административных истцов на подключение (технологическое присоединение) их жилых домов к сетям газораспределения в данном случае отсутствуют, поскольку технические условия выдает газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капительного строительства, а не орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из необоснованности заявленных требований и правомерно отказал в их удовлетворении, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителями апелляционной жалобы норм материального права. Фактически они сводятся к повторению доводов, приводившихся административными истцами в суде первой инстанции, и не содержат доводов, требующих дополнительной проверки судом апелляционной инстанции, не усматривающим оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по данному делу.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Султанова Ф.Р., Султановой Р.Н., Есиевой И.В., Сабирова Э.Р., Янайкина С.А., Каримова Р.Г., Гайнанова Х.И., Яппарова Р.М., Кашапова Р.Х., Исмаева М.М. и Зубко А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.