Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Саитгараевой Р.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Яковленко М.В. - удовлетворить.
Признать решение Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республику Татарстан об отказе в продлении договора аренды, выраженное в письме от 09 сентября 2016 года N 10436/211 незаконным.
Возложить на Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яковленко М.В. обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия исполнительного органа незаконным. Заявленные требования мотивированы следующим.
На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 4 октября 2012 года он приобрел в аренду земельный участок общей площадью 400 кв.м с кадастровым номером ... :491, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевск, "адрес" Срок аренды земельного участка истек 20 июля 2015 года. Право аренды зарегистрировано. Арендная плата оплачивалась своевременно.
В августе 2016 года административный истец обратился в Палату земельных имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о продлении срока договора аренды. 9 сентября 2016 года на данное заявление административный ответчик ответил отказом.
Яковленко М.В. просил признать отказ Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 9 сентября 2016 года в продлении договора аренды земельного участка незаконным, обязать исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, Палату земельных и имущественных отношений Алметьевского муниципального района Республики Татарстан заключить договор аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Яковленко М.В., Амерханов Р.Р., заявленные требования поддержал.
Представитель исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Кузьмина Т.Н. административный иск не признала.
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что с 1 марта 2015 года изменены правила использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Из материалов дела видно, что 30 мая 2012 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ... :491 общей площадью 400 кв.м, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, микрорайон "адрес" Земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
20 июля 2012 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Фаттаховым И.Р. заключен договор аренды указанного земельного участка сроком действия до 20 июля 2015 года.
4 октября 2012 года между Фаттаховым И.Р. и Яковленко М.В. заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, по условиям которого права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка принял на себя административный истец. Договор о передаче прав и обязанностей арендатора согласован с исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, 6 октября 2012 года в произведена его государственная регистрация.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 9 сентября 2016 года N 10436/211 в ответ на обращение Яковленко М.В. о расторжении договора аренды земельного участка от 20 июля 2012 года и заключении договора на новый срок в продлении срока аренды отказано.
Отказ мотивирован отсутствием свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, и договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, и с учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу о том, что отказ Палаты земельных и имущественных отношений исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в продлении договора аренды земельного участка нарушает права Яковленко М.В.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 4, 5 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Обжалуемое решение постановленобез учета указанных положений закона и разъяснений.
Как следует из материалов дела, оспаривая отказ административного ответчика в продлении договора аренды земельного участка, Яковленко М.В. ссылался на то, что граждане, являющиеся арендаторами находящихся с государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, установленных законом.
Таким образом, заявленные требования предполагают спор о праве административного истца на аренду спорного земельного участка земельного участка, возникающем из акта органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах процессуальных оснований для разрешения заявленных требований в порядке административного судопроизводства не имелось, а потому обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Применительно к правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).
Поскольку заявленные требования неподведомственны суду общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства, производство по данному административному делу подлежит прекращению, что не лишает Яковленко М.В. возможности обращения в суд с соответствующими требованиями в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 сентября 2016 года по данному административному делу отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.