Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
с участием прокурора Хисамутдиновой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Габдрахманове Ф.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и по апелляционной жалобе Абударова Д.И. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2016 года, которым постановлено:
установить в отношении осужденного Абударова Д.И., 5 июня 1993 года рождения, административный надзор на срок два года, но не свыше срока погашения судимости по приговору суда.
Срок административного надзора в отношении Абударова Д.И., 5 июня 1993 года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
Установить в отношении осужденного Абударова Д.И., 5 июня 1993 года рождения, административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в ночное время суток - в промежуток времени с 22 часов до 6 часов по местному времени за исключением времени осуществления трудовой деятельности, запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В установлении большего срока административного надзора и большего количества административных ограничений в отношении Абударова Дениса Ильдусовича, 5 июня 1993 года рождения, отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Хисамутдиновой Д.Ф., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение Исправительная колония N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее по тексту - ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республике Татарстан) обратилось в суд с административным иском к Абударову Д.И. об установлении в отношении него административного надзора.
В обоснование заявленных требований указано, что Абударов Д.И. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, освобождается из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, конец срока - 18 апреля 2017 года. В период отбывания наказания в местах лишения свободы Абударов Д.И. был признан злостным нарушителем, требования режима содержания и распорядок дня не соблюдал, допустил 29 нарушений режима содержания, поощрений не имеет.
Административный истец просил установить в отношении Абударова Д.И. административный надзор на три года с установлением ограничений в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 часов до 6.00 часов; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республике Татарстан Саидов А.Х. заявленные требования поддержал.
Абударов Д.И. административный иск не признал.
Прокурор дал заключение об обоснованности административного иска.
Суд заявленные требования удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 20 октября 2016 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Исправительное учреждение считает, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, настаивает на полном удовлетворении заявленных требований, в том числе и требования об установлении административного ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц, а не два, как это сделал суд, в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Абударов Д.И. также подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 20 октября 2016 года как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя апелляционной жалобы, административные ограничения установлены без учета данных о его личности.
Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан представил в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены. ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республике Татарстан своего представителя в суд не направило. Административный ответчик Абударов Д.И. отбывает наказание в виде лишения свободы, его участие в судебном разбирательстве обязательным не признано,
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 и части 5 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного истца и в отсутствие административного ответчика.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 25 марта 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании пункта 1 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 25 марта 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из материалов дела видно, что Абударов Д.И. осужден приговором Советского районного суда г. Казани от 27 января 2012 года (с учетом кассационного определения от 10 апреля 2012 года) по части 2 статьи 162 (3 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации на основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к четырем годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором Советского районного суда г. Казани от 27 февраля 2012 года Абударов Д.И. осужден по пункту "а" части 2 статьи 158 (7 эпизодов), пунктам "а, в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Постановлением Советского районного суда г. Казани от 28 мая 2012 года на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации путем частичного сложения наказаний, назначенного приговором Советского районного суда г.Казани от 27 января 2012 года и приговором Советского районного суда г.Казани от 27 февраля 2012 года окончательно к отбытию определено пять лет шесть месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республике Татарстан от 13 марта 2015 года осужденный Абударов Д.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поскольку Абударов Д.И., освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжких преступлений, и при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка его отбывания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора.
Согласно части 5 статьи 271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 25 марта 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Административное дело содержит сведения об образе жизни и поведении Абударова Д.И., к материалам дела приобщены также копии вынесенных в отношении него судебных постановлений, которые свидетельствуют об обоснованности применения в отношении административного ответчика соответствующих административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности Абударова Д.И.
Согласно характеристике на осужденного по месту отбывания наказания Абударов Д.И. за весь период отбывания наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение режима содержания, поощрений не имеет. Администрацией учреждения характеризуется отрицательно.
С учетом изложенного является несостоятельным довод апелляционной жалобы Абударова Д.И. о том, что суд принял решение по делу без учета всех фактических обстоятельств дела и данных о его личности, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.
При определении видов административных ограничений судом первой инстанции учтены все обстоятельства дела, связанные с личностью Абударова Д.И., его поведение в период отбывания наказания, характеристика исправительного учреждения.
Отклоняя как несостоятельный довод апелляционной жалобы исправительного учреждения о необоснованном установлении административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации не четыре, как об этом заявлял административный истец, а два раза, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2003 года N15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", публичные интересы могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
Административные ограничения применяются непосредственно для достижения целей административного надзора, предусмотренных статьей 2 Федерального закона N64-ФЗ от 25 марта 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Их установление зависит от конкретных обстоятельств дела и данных о личности лица, в отношении которого устанавливается административный надзор. Суд счел достаточным для достижения целей административного надзора установление в отношении Абударова Д.И. административных ограничений в указанном объеме, проанализировав и оценив все обстоятельства дела в их совокупности, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Иные доводы апелляционных жалоб вышеизложенных установленных в ходе судебного обстоятельств и выводов суда по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суда отсутствует указание на срок установления административного надзора, в связи с чем она подлежит уточнению.
Руководствуясь статьями 117, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Песречинского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-3 Управления ФСИН России по Республики Татарстан и апелляционную жалобу Абударова Д.И. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда указанием на установление административного надзора на срок до погашения судимости.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.