Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей Фоминой Е.А., Нечепурено Д.В.,
при секретаре Жилякове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Огаркова В. А. к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о признании незаконными действия об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности передать в собственность земельный участок по договору купли-продажи без проведения торгов
по апелляционной жалобе Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска на решение Кировского районного суда г.Томска от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска Гетуновой Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Огаркова В.А. и его представителя Титова И.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
истец Огарков В.А. обратился с исковыми требованиями к ответчику Департаменту управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, мотивируя свои требования тем, что он является собственником нежилого одноэтажного здания общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, находящегося по адресу: /__/, что подтверждается видетельством о государственной регистрации права от 16.06.2015. Нежилое здание расположено на земельном участке общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, находящемся по адресу: /__/, право государственной собственности на который не разграничено. 25.06.2016 истец обратился в Департамент управления муниципальной собственностью администрации г.Томска с заявлением о предоставлении ему в собственность на основании пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи без проведения торгов данного земельного участка. Письмом от 27.07.2016 N 7843 ответчик уведомил истца об отказе в предоставлении ему в собственность вышеназванного земельного участка на основании п. 14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием у Огаркова В.А. права на приобретение земельного участка без проведения торгов, указав, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования данного земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Полагает данный отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку целевое назначение земельного участка - для эксплуатации сезонного рынка изменилось с прекращением права аренды данного земельного участка ООО "Мэри" 20.07.2015. С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным действие Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об отказе в предоставлении Огаркову В.А. как собственнику нежилого здания, находящегося по адресу: /__/, в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельного участка общей площадью /__/ кв.м, выраженное в письме от 27.07.2016 N7843, и обязать департамент передать Огаркову В.А. в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельный участок общей площадью /__/ кв. м с кадастровым номером /__/, находящийся по адресу: /__/, для эксплуатации находящегося на нем нежилого здания с кадастровым номером /__/ в течение 40 дней со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец Огарков В.А., его представитель Титов И.Г. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Гетунова Т.Н., действующая на основании доверенности от 08.09.2015, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в отзыве на исковое заявление и дополнении к нему иск не признала, указала, что согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации сезонного рынка, которое с прекращением договора аренды с ООО "Мэри" не изменено. Кроме того, спорный земельный участок находится в территориальной зоне Т-4 (зона инженерной и транспортной инфраструктур), основными видами разрешенного использования для которой являются улицы, дороги, проезды, набережные, инженерно-технические коммуникации, вспомогательные виды использования - элементы благоустройства, малые архитектурные формы. Расположение такого объекта недвижимости, как здание, для данной территориальной зоны нормативными актами не предусмотрено. Также на территории спорного земельного участка проходит тротуар, который относятся землями общего пользования, в связи с чем земельный участок не может быть передан в собственность истцу в силу закона.
В судебном заседании представитель ответчика Германова А.В. иск не признала, просила в удовлетворении отказать.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 22.08.2016 исковые требования Огаркова В.А. удовлетворены. Признано незаконным действие Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об отказе в предоставлении Огаркову В.А. как собственнику нежилого здания, находящегося по адресу: /__/, в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельного участка общей площадью /__/ кв.м, выраженное в письме от 27.07.2016 N7843. На Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска возложена обязанность передать Огаркову В.А. в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельный участок общей площадью /__/ кв. м. по адресу: /__/, для эксплуатации находящегося на нем нежилого здания общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/ в течение 40 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска Гетунова Т.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Огаркова В.А.
Считает неверным вывод суда о том, что целевое назначение земельного участка площадью /__/ кв.м по /__/, с кадастровым номером /__/ на момент обращения истца в Департамент недвижимости 02.06.2016 определено не было в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка с ООО "Мэри".
Ссылается на то, что в деле имеются доказательства, подтверждающие неизменность целевого назначения земельного участка, в частности, кадастровый паспорт, в котором содержатся сведения о категории земель - земли населенных пунктов (раздел 9) и о его разрешенном использовании: для эксплуатации сезонного рынка (раздел 10). С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка муниципальное образование "Город Томск" не обращалось.
Суд не дал оценку доводам ответчика о нахождении спорного земельного участка в границах территориальной зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4), установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденными решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N 687, которая не предусматривает расположение такого объекта недвижимости, как здание. В зону инженерной и транспортной инфраструктур входят улицы, переулки, проезды, транспортные развязки и иные коммуникационные территории, ограниченные красными линиями; объекты транспортной инфраструктуры: стоянки, парковки, автобусные остановки, а также объекты инженерной инфраструктуры: линейные инженерные сети. Вспомогательные виды разрешенного использования: элементы благоустройства; малые архитектурные формы. Следовательно, спорный объект возведен вопреки требованиям градостроительного зонирования. С заявлением об изменении разрешенного вида использования истец не обращался. Удовлетворив требования истца по данному делу, суд тем самым подменил орган исполнительной власти и разрешилвопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти, что является недопустимым в силу конституционного принципа разделения властей.
Суд необоснованно отверг довод ответчика о принадлежности спорного земельного участка к землям общего пользования, поскольку по нему проходит пешеходный тротуар.
Из пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в их системном толковании следует, что отсутствие красных линий в документах градостроительной планировки, обозначающих границы территории общего пользования, не свидетельствует об отсутствии такого статуса. Признаком территории общего пользования является не наличие красных линий на документах, а факт использования территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
Ответчиком суду представлены доказательства того, что спорный земельный участок находится в границах территории общего пользования, что истцом не оспаривалось. Доказательством факта отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования является его разрешенное использование - для эксплуатации сезонного рынка.
На основании представленного истцом топографического плана суд пришел к неверному выводу о том, что спорный земельный участок находится за границей красных линий,.
На указанном топографическом плане имеются проектируемые красные линии, которые в силу прямого указания в п..11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают равной юридической силой с существующими красными линиями.
Представленный топографический план не содержит описания чертежа, выполненного органом, подготовившим план.
Суд не назначил экспертизу по настоящему делу, обосновал свою позицию выводом из технического заключения, выданного ИП А. по заказу истца.
Оспариваемое решение является не исполнимым с учетом вышеизложенного, а также в связи с тем, что в производстве суда находится гражданское дело по иску прокурора Кировского района о сносе самовольного строения по адресу: /__/.
В возражениях на апелляционную жалобу Огарков В.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Этот порядок предусматривает подачу заявления, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В пункте 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории г. Томска органом местного самоуправления, уполномоченным рассматривать заявления лиц о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", без проведения торгов, является Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска, что отражено в Положении о данном департаменте (решение Думы города Томска от 30.10.2007 N 683).
Как установлено судом, истец Огарков В.А. 02.06.2016 обратился с заявлением в Департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о предоставлении земельного участка площадью /__/ кв.м по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ для эксплуатации нежилого здания, находящегося в его собственности на данном земельном участке.
Письмом от 27.07.2016 N7843 ответчик уведомил истца об отказе в предоставлении ему в собственность вышеназванного земельного участка на основании п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку разрешенное использование земельного участка (кадастровый номер /__/) не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании незаконным действия Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об отказе в предоставлении Огаркову В.А. в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельного участка общей площадью /__/ кв.м, выраженного в письме от 27.07.2016 N7843, и возложении на орган обязанности по передаче Огаркову В.А. в собственность по договору купли-продажи без проведения торгов земельного участка общей площадью /__/ кв. м с кадастровым номером /__/.
Как видно из дела, Огарков В.А. является собственником одноэтажного нежилого здания общей площадью /__/ кв.м (кадастровый номер /__/), расположенного по адресу: /__/, что подтверждается свидетельством о регистрации права /__/ N /__/ от 16.06.2015.
Ранее данный объект принадлежал А., Ш., зарегистрировавшей свое право на основании решения Кировского районного суда г. Томска от 21.02.2012, и Р.
При этом из решения Кировского районного суда г. Томска от 21.02.2012 о государственной регистрации перехода собственности к Ш. от Р. следует, что последний приобрел право собственности на спорный объект 29.06.1996.
Вышеуказанное нежилое здание расположено на земельном участке общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, находящимся по адресу: /__/, и являющимся собственностью МО "Город Томск".
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон как зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 того же кодекса.
Решением Думы г.Томска от 27.11.2007 N 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (далее - Правила), в которых градостроительный регламент определяется как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка 70:21:020001:31, данный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с разрешенном видом использования: - "для эксплуатации сезонного рынка".
Целевое назначение земельного участка "для эксплуатации сезонного рынка" установлено постановлением Мэра города Томска от 31.12.1996 N 1719-з.
Вместе с тем данное постановление Мэра г. Томска от 31.12.1996 N1719-з, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N687, которыми установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/ и территориальная зона, в которой расположен данный земельный участок, изданы после возникновения права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: /__/ (29.06.1996).
При таких обстоятельствах несоответствие разрешенного вида использования испрашиваемого земельного участка цели его использования не могло являться основанием к ограничению исключительного права Огаркова В.А. на приобретение земельного участка без проведения торгов, в связи с чем оспариваемое истцом действие обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
В силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), линейный объекты именуются как красные линии.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 23, подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
В силу положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687, зона Т-4 предназначена для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур. В зону инженерной и транспортной инфраструктур входят улицы, переулки, проезды, транспортные развязки и иные коммуникационные территории, ограниченные красными линиями.
Согласно представленному в материалы дела топографическому плану, испрашиваемый земельный участок находится за границей красных линий.
Из технического заключения на предмет обследования земельного участка от 19.08.2016 следует, что краткое обозначение "тр.пл", нанесенное на картматериал из разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N3179дп от 18.08.2016 на объект по адресу: /__/, указывает на тип одежды тротуара (тротуарная плитка), что соответствует типу N1 ГОСТа 21.508-93 "Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов". Земельный участок, расположенный по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м в целом и какая-либо его часть не входят в состав земель общего пользования.
Указанное заключение специалиста оценено судом в совокупности с иными доказательствами по делу, при этом допустимых доказательств, опровергающих изложенные выводы специалиста, представителем ответчика вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Вопреки доводам жалобы акт, составленный непосредственно ответчиком, а также фотоматериал, имеющиеся в материалах дела, не отвечают принципу допустимости доказательств, поскольку наличие установленных на территории общего пользования красных линий, подтверждается в ином установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 27, ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации правильно установил, что испрашиваемый земельный участок не имеет какие-либо обременения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанцию, не содержат указание на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.