Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года по делу N 5-1605/2016, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: "адрес"
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
Постановлением Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года по делу N 5-1605/2016 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ за нарушение требований ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без конфискации транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения.
В отношении предмета административного правонарушения - автомобиля марки "NissanQashqai", государственный регистрационный знак N, номер кузова N, 2010 года выпуска, ключ зажигания, находящиеся на Джанкойском таможенном посту Крымской таможни (МАПП Джанкой, 131 км автодороги Симферополь-Харьков), принято решение о возвращении его Коваль Л.А. после таможенного оформления. В отношении свидетельства о регистрации транспортного средства, также принято решение о возвращении его Коваль Л.А. по принадлежности.
В жалобе Коваль Л.А. ставится вопрос об отмене постановления Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года по делу N 5-1605/2016 и прекращении производства по делу, ввиду отсутствия в действиях Коваль Л.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.
Доводы жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции не всесторонне и неполно определены обстоятельства по делу, оспариваемое постановление принято на основании необоснованно составленного протокола об административном правонарушении. Коваль Л.А. настаивает на том, что временно находившийся на территории Российской Федерации автомобиль марки "Nissan Qashqai", по причине болезни декларанта Коваль Л.А. не мог быть вывезен лично лицом, давшим обязательство о временном ввозе, о чем в таможенный орган было подано заявление. Вместе с тем, как указывает заявитель, заявление о разрешении передачи права управления и вывоза автомобиля за пределы Российской Федерации рассмотрено не было, в связи с чем протокол об административном правонарушении не мог быть составлен.
Также Коваль Л.А. указывает на отсутствие факта фиксации передачи управления до подачи ею заявления какими-либо компетентными органами. Необходимость вывоза транспортного средства до окончания срока временного ввоза была подтверждена заявителем соответствующими документами. А сам факт использования автомашины ее собственником нельзя расценивать как ее использование не в личных целях, что также, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав Коваль Л.А., поддержавшую жалобу, представителя Крымской таможни Долгова В.В., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Пунктом 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) передача иным лицам права пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год, допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу пунктов 4, 6, 7 названного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Как следует из материалов дела, 29 августа 2016 года на Джанкойский таможенный пост - МАПП "Джанкой" в целях убытия с таможенной территории Таможенного союза прибыл автомобиль "Nissan Qashqai", государственный регистрационный знак N номер кузова N, 2010 года выпуска, постоянно зарегистрированный на Украине, под управлением Казак Н.В. Согласно пассажирской таможенной декларации N указанный автомобиль временно ввезен на таможенную территорию Таможенного союза 11.06.2016 года гражданкой Коваль Л.А.
Таким образом, гражданка Украины Коваль Л.А., в нарушение положений таможенного законодательства передала временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство "Nissan Qashqai", государственный регистрационный знак N, номер кузова N, 2010 года выпуска, другому лицу без уплаты таможенных платежей в порядке, установленном Таможенным законодательством Таможенного союза.
Данные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами: копией пассажирской таможенной декларации N (л.д. 11-12); актом таможенного досмотра (осмотра) N 10010091/290816/Ф000099 (л.д. 14-23); протоколом изъятия вещей и документов N 10010000-427/2016 (л.д. 24 - 27); письменными объяснениями Коваль Л.А., Казак Н.В. (л.д. 28-29, 31-32); служебной запиской от 30.08.2016 г. (л.д. 34); протоколом об административном правонарушении (л.д. 1 - 6) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Коваль Л.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности Коваль Л.А. в его совершении.
За совершение данного административного правонарушения Коваль Л.А. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа без конфискации предмета административного правонарушения.
В отношении изъятого транспортного средства судьей районного суда принято решение о возвращении его Коваль Л.А. после таможенного оформления.
Принимая решение в отношении транспортного средства, судья районного суда руководствовался требованиями части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, должны быть решены в постановлении по делу об административном правонарушении; при этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения, передача иным лицам права пользования транспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства и временно ввозимыми на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами, допустима только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, в связи с передачей иному лицу права пользования таким транспортным средством возникает обязанность по таможенному декларированию и уплате таможенных пошлин.
При этом, как установлено частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" со ссылкой на указанную норму выражена правовая позиция, согласно которой при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.
Доводу жалобы о том, что автомобиль марки "Nissan Qashqai" не мог быть вывезен лично лицом, давшим обязательство о временно ввозе, по причине болезни декларанта Коваль Л.А., судом первой инстанции дана верная и обоснованная оценка. Представленными в материалы дела медицинскими документами не установлена степень тяжести состояния здоровья Коваль Л.А. в момент вывоза транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза.
Довод Коваль Л.А. о неправомерном составлении протокола об административном правонарушении, в связи с не рассмотрением таможенным органом заявления о разрешении передачи права управления и вывоза автомобиля за пределы Российской Федерации иному лицу, является не состоятельным, поскольку такое заявление передано непосредственно должностному лицу таможни на таможенном посту, после состоявшегося факта передачи права управления транспортным средством иному лицу.
Учитывая вышеизложенное, при производстве по делу об административном правонарушении юридически значимые обстоятельства судьей Джанкойского районного суда Республики Крым определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, законных оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Жалобу ФИО1 на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года по делу N 5-1605/2016 -оставить без удовлетворения.
Постановление Джанкойского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года по делу N 5-1605/2016 в отношении ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.