Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника по правовому обеспечению - руководителя контрактной службы Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Домниковой А.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД по Республике Крым по г. Ялта от 5 июля 2016 года N18810061140005720525 по делу об административном правонарушении Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" обжаловало его в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2016 года в удовлетворении жалобы Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД по Республике Крым по г. Ялта от 5 июля 2016 года N18810061140005720525 - отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьей 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместитель начальника по правовому обеспечению - руководителя контрактной службы Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Домникова А.В. просит об отмене вышеназванного постановления и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" в данном случае не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку непосредственно дорожные работы (по содержанию автомобильных дорог, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству) выполняют подрядные организации, в частности, ГУП Республики Крым "Крымавтодор", с которым 31 декабря 2015 года был заключен государственный контракт N22/15 БК.
Участники по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили. Не представили каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
Как следует из административного материала, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 19.12.2016г. определением от 28.10.2016г., судебные повестки-извещения направлены участникам дела об административном правонарушении, по всем адресам, имеющимся в административном материале.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что участники дела об административном правонарушении извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников дела об административном правонарушении.
Суд, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N1462-р "О создании Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" также установлено, что целью деятельности ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них; обеспечение- сохранности закрепленной сети автомобильных дорог; организация совершенствования и развития сети автомобильных дорог, повышение их технического уровня и транспортов- эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения.
Согласно положений Устава Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" целями его деятельности, в том числе, являются: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального или межмуниципального назначения и искусственных сооружений на них; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего и необщего пользования регионального или межмуниципального назначения и искусственным сооружениям на них, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения (пункт 2.1 Устава); предметом деятельности является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства транспорта Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального или межмуниципального назначения Республики Крым и искусственных сооружений на них (п.2.2.1 Устава).
Как усматривается из материалов дела, 10 июня 2016 года в 10:00, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по Республике Крым по г. Ялта, при обследовании проезжей части автодороги общего пользования регионального значения, 35 ОП РЗ 35К-020 Бахчисарай-Ялта с 49 км + 900 м по 69 км + 000 м, владельцем которой является Государственное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Республики Крым", были выявлены следующие недостатки в содержании дорог:
- на 49 км + 500 м, 52 км + 150 м, 67 км + 880 м - 69 км + 000 м автодороги отсутствуют линии горизонтальной разметки 1.2.1 (краевая), что нарушает требование п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 49 км + 500 м, 52 км + 150 м, 53 км + 600 м, 54 км + 200 м, 55 км + 900 м, 56 км + 600 м, 59 км + 800 м, 65 км + 800 м, 68 км + 200 м автодороги на проезжей части имеются выбоины, и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, с разрешенной Правилами движения скоростью, что является нарушением требований п. 3.1 ГОСТ Р 50597 93;
- на 50 км + 500 м, 50 км + 900 м, 51 км + 200 м, 52 км + 150 м, 52 км + 500 м, 53 км + 000 м, 54 км + 800 м, 55 км + 200 м, 56 км + 600 м, 56 км + 900 м, 58 км + 500 м, 62 км + 000 м, 66 км + 150 м автодороги отсутствуют дорожные знаки 1.34.1, 1.34.2, что является нарушением требований п. 5.2.36 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 52 км + 500 м, 59 км + 650 м автодороги дорожные знаки 1.34.1, 1.34.2 повреждены и затрудняют их восприятие, что является нарушением требований и. 4.1.2 ГОСТ Р 50597 93;
- на 51 км + 000 м (слева), 53 км + 00 м - 53 км + 300 м (слева), 54 км + 000 м (справа), 54 км - 54 км + 800 м, 54 км - 55 км+000 м (слева), 55 км + 000 м - 55 км + 300 м (справа), 55 км + 500 м - 56 км + 000 м (справа), 56 км + 300 м - 56 км + 800 м (слева), 57 км + 500 м - 58 км (справа), 58 км + 300 м - 59 км + 000 м (слева), 59 км + 000 м - 59 км + 400 м (справа), 59 км + 650 м (справа), 61 км + 000 м - 61 км + 500 м (слева), 61 км + 500 м - 62 км + 000 м (справа), 67 км +"300 м - 69 км + 000 м (слева) автодороги отсутствует дорожное ограждение, что является нарушением требований п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597 93;
- на 68 км + 200 м, 65 км + 200 м автодороги отсутствует дорожная разметка 1.17, что является нарушением требований п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289- 2004;
- на 51 км + 150 м, 52 км + 300 м, 52 км + 400 м, 52 км + 600 м, 62 км + 150 м - 62 км + 300 м, 65 км + 800 м, 66 км + 050 м автодороги отсутствуют световозвращатели на барьерных ограждениях, что является нарушением требований и. 8.1.25 ГОСТ Р 52289-2004;
- на 50 км + 000 м, 51 км + 000 м, 52 км + 000 м, 54 км + 000 м, 57 км + 000 м, 60 км + 000 м, 63 км + 000 м, 65 км + 000 м, 66 км + 000 м автодороги отсутствуют дорожные знаки 6.13, что является нарушением требований п. 8.1.25 ГОСТ Р 52289-2004.
Во исполнение возложенных на Учреждение функций по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения, 31 декабря 2015 года с ГУП Республики Крым "Крымавтодор" заключен государственный контракт по выполнению работ по содержанию автодорог общего пользования Республики Крым, протяженностью 6182,26 км., указанные в Приложении 1 к контракту.
Согласно п. 16.2 Государственного контракта от 31 декабря 2015 года N22/15 БК, данный контракт действует до 29 февраля 2016 года, но в любом случае до момента исполнения сторонами обязательств.
Следующий контракт Учреждением был заключен 4 июля 2016 года.
Из материалов дела усматривается, что нарушения выявлены 10 июня 2016 года, т.е. в период, когда действие контракта от 31 декабря 2015 года было прекращено, а следующий контракт заключен не был. При этом, доказательств для установления исполнения подрядчиком обязательств суду не представлено.
Вопреки положениям п. 1.2 Государственного контракта от 31 декабря 2015 года N22/15 БК, законным представителем Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" при составлении протокола об административном правонарушении не было представлено должностному лицу, составившему протокол и вынесшему постановление о назначении административного наказания, Приложение N1 (основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры объекта содержания), а также переданные по Акту на содержание автомобильные дороги общего пользования Республики Крым (Приложения N2) к Государственному контракту от 31 декабря 2015 года N22/15 БК.
Приложением N3 к Государственному контракту от 31 декабря 2015 года N22/15 БК утверждено техническое задание на выполнение работ, где п. 5 установил, что на период действия Государственного контракта выполнение работы осуществляется Подрядчиком.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что по состоянию на 10 июня 2016 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" являлось лицом, ответственным за указанные в постановлении о назначении административного наказания факты необеспечения улично-дорожной сети, на которой выявлены нарушения требований и стандартов по содержанию указанной дороги.
Сам факт нарушения юридическим лицом не оспаривается.
Доводы представителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" об истечении срока давности привлечения к административной ответственности суд находит ошибочными, поскольку оспариваемое постановление вынесено в установленный законом срок, при этом порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был, что подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.
Таким образом, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Доказательств, подтверждающих принятие Учреждением своевременных и достаточных мер по выполнению требований вышеуказанных государственных стандартов, материалы дела не содержат.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом и судом первой инстанции дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
В мотивировочной части решения подробно изложены ссылки суда на нормы закона в совокупности с материалами дела и доказательствами представленными сторонами.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, с доводами жалобы согласиться нельзя.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда по основаниям указанным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу заместителя начальника по правовому обеспечению - руководителя контрактной службы Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Домниковой А.В. - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.