Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.09.2016 г. N 12-130/2016 по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Кодо" по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. N 003835-239 от 30 июня 2016 года директор ООО "Фирма "Кодо" Махов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.09.2016 г. N 12-130/2016 указанное постановление N 003835-239 от 30 июня 2016 г. отменено, производство по административному делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с принятым решением, представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственный инспектор Республики Крым Радишевская Е.А. подала жалобу, в которой просит указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении жалобы директора ООО "Фирма "Кодо" Махова С.Н. на постановление N 003835-239 от 30 июня 2016 г. отказать.
Жалоба мотивирована тем, что по мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в ходе проверки на земельном участке, находящемся в аренде у ООО "Фирма "Кодо", образовано несанкционированное складирование отходов. Данный факт подтверждается собранными материалами проверки, а также пояснениями самого директора Махова С.Н., который признает факт наличия несанкционированного складирования отходов на своей территории, отрицая только свою причастность к его образованию. Заявителю вменяется в вину то, что он, как арендатор земельного участка, не предпринял мер по предотвращению образования несанкционированного складирования отходов, которое проводилось с его ведома, а именно не принял мер по защите земель от загрязнения, порчи и иного негативного воздействия на земли и почвы. Таким образом, по мнению должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, вина директора ООО "Фирма "Кодо" Махова С.Н. в совершении административного правонарушения доказана в полном объеме, оснований для отмены постановления о назначении административного наказания, не имеется.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, представителя Махова С.Н. по доверенности - Кужеля Д.В., возражавшего доводов жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как усматривается из материалов дела, 24 мая 2016 года ведущим специалистом отдела экологического надзора города Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Радишевской Е.А. в ходе проведения рейдового обследования территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Изобильная, в районе дома N 10, выявлено нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производств и потребления, а именно: несанкционированное складирование отходов площадью 100 кв.м не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов, на открытый грунт. По морфологическому составу отходы представляют собой лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФЕЕО - 81220101205, 5 класс опасности). На месте совершения правонарушения зафиксирована работа 2-х транспортных средств марки Камаз 5511 государственные номера АК6069АР, К366НВ82 регион, производившие выгрузку отходов из кузовов транспортных средств. Площадь отходов, выгруженных на открытый грунт из кузова транспортного средства с государственным номером N составила - 6 кв.м. Площадь отходов, выгруженных на открытый грунт из кузова транспортного средства с государственным номером К366НВ, составила - 6 кв.м. На месте совершения правонарушения висел баннер с рекламной информацией о застройщике - фирма "Монолит". Отходы, выявленные на вышеуказанной территории, образуются от разбора здания, расположенного с другой стороны от дороги, напротив земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Изобильная, в районе дома N 10.
При проведении административного расследования, возбужденного определением ведущего специалиста отдела экологического надзора города Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. N 430 от 24 мая 2016 года, установлено, что земельный участок, подвергшийся несанкционированному складированию отходов, находится в аренде у ООО "Фирма Кодо" с 2007 года.
Согласно акту N 224 обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 22 июня 2015 года, на территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Изобильная, в районе дома N 10, выявлено несанкционированное складирование отходов площадью 240 кв.м на открытом грунте. По морфологическому составу отходы представляют собой лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФЕЕО - 81220101205, 5 класс опасности). Выявленное место несанкционированного складирования отходов не внесено в Государственный реестр объектов размещения отходов и не обустроено в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 32).
На основании материалов проверки 21 июня 2016 года государственным инспектором отдела экологического надзора г. Ялта в отношении директора ООО "Фирма "Кодо" Махова С.Н. составлен протокол N 003835 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 29-30).
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. от 30 июня 2016 года директор ООО "Фирма "Кодо" Махов С.Н. в связи с нарушением п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации от 15 июля 1994 года, п. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
П. 7 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
ООО "Фирма "Кодо" на основании договора аренды земельного участка с Ялтинским городским советом в 2007 году был предоставлен земельный участок по адресу г. Ялта, ул. Изобильная, в районе дома N 10.
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, факт образования либо накопления отходов производства и потребления по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Изобильная, в районе дома N 10 в результате осуществления деятельности именно ООО "Фирма "Кодо", не подтвержден материалами административного дела.
Учитывая изложенное, Верховный Суд Республики Крым соглашается с выводом судьи городского суда о недоказанности административным органом факта осуществления Обществом деятельности, связанной с накоплением, использованием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, наличие отходов из-за сноса и разборки зданий.
Таким образом, довод заявителя жалобы о доказанности вины директора ООО "Фирма "Кодо" Махова С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и отсутствии оснований для отмены постановления о назначении административного наказания, не состоятелен.
Поскольку жалоба представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.09.2016 г. N 12-130/2016 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Жалобу представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - государственного инспектора Республики Крым Радишевской Е.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.09.2016 г. N 12-130/2016 - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21.09.2016 г. N 12-130/2016 о прекращении производства по делу в отношении должностного лица - директора ООО "Фирма "Кодо" Махова С.Н. - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.