Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2016 года N 12-59/2016,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю от 15 августа 2016 года директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2016 года N 12-59/2016 указанное постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю от 15 августа 2016 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым Лесникова Е.В. подала жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда и постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены. По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют нарушения Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Часть 2 статьи 56 Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 44-ФЗ применяется в том случае, если заказчиком принято решение осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, и к участникам такой закупки предъявляются единые и дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99. Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Федерального закона от 05 апреля 2016 года N 44 заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 с учетом требований Закона N 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием. Указанная норма наделяет заказчика правом выбора способа осуществления закупки товаров, работ, услуг, в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Также заявитель, ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, указывает, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупках товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставным целям деятельности которого являются сохранение, использование и популяризации объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждениям (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический парк, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) государственный или муниципальный образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта не должен превышать пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более двадцати миллионов рублей. В связи с указанным заявитель считает, что при принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), директором МБОУ "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым Лесниковой Е.В. не были нарушены требования, установленные законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав директора МБОУ "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым Лесникову Е.В., ее защитников Белозерцеву В.В., Мяновскую С.И., поддержавших доводы жалобы, помощника прокурора Симферопольского района Республики Крым Соляр С.С., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой Симферопольского района Республики Крым проверки установлено, что между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым в лице директора Лесниковой Е.В. и Обществом с ограниченной ответственностью "Сбалансированное питание" заключены муниципальные контракты на организацию питания от 26 января 2016 года N 2601/1 сроком до 29 февраля 2016 года на сумму 389200 рублей, от 01 марта 2016 года N 0103/3 до 25 марта 2016 года на сумму 189040 рублей, от 01апреля 2016 года N 0104/4 сроком до 29 апреля 2016 года на сумму 231000 рублей, от 04 мая 2016 года N 0405/1 до 27 мая 2016 года на сумму 196350 рублей, а всего на общую сумму 1005590 рублей. При этом указанные контракты, в нарушении пункта 12 статьи 7, части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 6, 16, части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 в порядке пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были заключены с единственным поставщиком путем деления закупки на части, без проведения необходимой конкурсной процедуры.
Учитывая выявленные нарушения постановлением исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым от 01 августа 2016 года в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым Лесниковой Е.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю Муравьевым М.С. от 15 августа 2016 года директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности и осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно требованиям ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок, планов - графиков.
В соответствии с определением, содержащимся в ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, а также в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 6 Приложения 2 к Постановлению N 99 оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
МБОУ "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым выбран способ закупки по организации питания путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Сумма самого контракта превышает 500000 рублей, а деление его на несколько контрактов, на меньшую сумму не освобождает подателя жалобы от обязанности определить способ закупки по организации питания путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, заключение контрактов на организацию питания МБОУ "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым возможно только по итогам конкурса с ограниченным участием.
Однако в нарушение требований законодательства директором МБОУ "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым были заключены контракты в порядке п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с единственным поставщиком путем деления закупки на части, без проведения необходимой конкурсной процедуры.
Согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Таким образом, по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ состав административного правонарушения образует принятие решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика при отсутствии для этого правового основания, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное выше, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО2, при принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушила требования, установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы Лесниковой Е.В. по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судом первой инстанции, эти доводы направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые исследовались судьей при рассмотрении жалобы и получили надлежащую оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие должностного лица Лесниковой Е.В. с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано признал директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения и правильно квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных решений не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Укромновская школа" Симферопольского района Республики Крым ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2016 года N 12-59/2016 - оставить без удовлетворения.
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 29 сентября 2016 года N 12-59/2016 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.