Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску прокурора города Армянска в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о предоставлении технических средств реабилитации, третье лицо - филиал N9 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Армянска 04 июля 2016 года обратился в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования РФ по Республике Крым о предоставлении технических средств реабилитации.
Заявленные требования прокурор обосновывал тем, что ответчиком не предоставлены технические средства реабилитации в необходимом объёме в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, разработанной для инвалида 2 группы общего заболевания - ФИО1 / л.д. 1-5/.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2016 года указанный иск удовлетворен /л.д. 43-45/.
На Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, следующими техническими средствами реабилитации: "данные изъяты".
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 50-54/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что региональным отделением Фонда в настоящее время проводится процедура по способу закупки электронного аукциона. После предоставления заявок поставщиками на участие в электронном аукционе, региональным отделением Фонда будут рассмотрены заявки, согласно действующему законодательству, и определен победитель данного аукциона, с которым в последующем будет заключен государственный контракт на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Региональным отделением Фонда также дважды производилась выплата ФИО1 компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Региональным отделением Фонда проводятся действия по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Представитель ответчика и третьего лица - ФИО5 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Прокурор - ФИО6 в заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Истец - ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился и о причинах неявки не сообщил, о дате и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом /л.д. 75/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года).
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является инвалидом II группы и имеет право на получение технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации ФИО1 предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в том числе обеспечение истца "данные изъяты", однако ФИО1 не был обеспечен назваными средствами реабилитации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена выдача "данные изъяты" в количестве 2 штук.
На основании приказа N-ТС от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил истцу компенсацию в размере "данные изъяты" руб. за самостоятельно приобретенные следующие технические средства реабилитации: "данные изъяты".
Истец обратился в прокуратуру г. Армянска с целью оказания содействия в получении средств реабилитации.
04 июля 2016 года прокурор г. Армянска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, следующими техническими средствами реабилитации: "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведена выдача: "данные изъяты"
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не была своевременно и в полном объеме обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре, в т.ч. за прошлое время.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что ФИО1 был лишен принадлежащего ему права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление его права возможно только путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре, в т.ч. за прошлое время, которое не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, урегулированы законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае не предоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 26 сентября 2016 года по делу N56-КГ16-11, от 26 сентября 2016 года по делу N56-КГ16-12, от 03 октября 2016 года по делу N44-КГ16-15.
Поскольку ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, его право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N57н, а у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации в натуре, как за прошлое время, так и на будущее (указанный выше период). Кроме этого, прокурором были заявлены требования, а судом рассмотрены, на будущее, т.е. при отсутствии нарушенного права.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлекшее неправильное разрешение спора, что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора города Армянска в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о предоставлении технических средств реабилитации, третье лицо - филиал N9 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.