судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С.
судей Егоровой Е.С.,
Кустовой И.В.,
при секретаре Живило М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО3 "Крымтеплокоммунэнерго" к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда гор. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие Республики ФИО3 "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в суд с иском, уточнив требования, просило взыскать с ФИО1 задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размере "данные изъяты". и затраты по судебным расходам.
Иск мотивирован тем, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", являясь централизованным поставщиком тепловой энергии в "адрес", осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления ответчику, которая, являясь потребителем, проживающим в квартире, многоквартирного дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения, расположенной но адресу: "адрес", но обязательства по оплате потребленной тепловой энергии не исполняла, в связи с чем образовался долг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты".
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылая на то, что с 2010 года квартира ФИО1 отключена от системы централизованного отопления, ответчик услугами истца не пользуется; представитель истца в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал.
Решением Железнодорожного районного суда "адрес" Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен. Взыскана с ФИО1 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО3 "Крымтеплокоммунэнерго" задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере "данные изъяты"., судебные расходы в размере "данные изъяты" "данные изъяты".
Не согласившись с данным судебным постановлением, ответчик подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене данного решения и отказе в иске.
Апеллянт указывает на то, что из представленных истцом актов готовности к отопительному сезону не усматривается, что они были составлены после проверки инженерного оборудования всех квартир предполагаемых потребителей тепловой энергии данного дома.
Апеллянт настаивает на правомерности отключения её квартиры от системы централизованного отопления, что подтверждается актом об отключении квартиры от внутридомовых сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения, утвержденным комиссией ЖСК - 68, наличием проекта на установку газового котла на основании технических условий УГЭГХ от ДД.ММ.ГГГГ, который согласован газовой службой, а также надлежащим уведомлением поставщика услуги об отключении от централизованного отопления.
Апеллянт ссылается на то, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, однако истцом бесспорных доказательств возникновения у ФИО1 обязательств перед ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" не представлено.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца апелляционную жалобу обоснованной не признала; ответчик не явилась, о слушании дела извещена надлежаще; адвокат ФИО7 заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое судом не удовлетворено, поскольку из представленного ордера N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что адвокату на момент заключения соглашения о представительстве интересов ФИО1 в данном деле было известно о необходимости её участия в ином деле, назначенном на эту же дату в более позднее время.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся участников процесса, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалованного судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" создано ДД.ММ.ГГГГ Тарифы на тепловую энергию утверждены приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Актами готовности дома к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается готовность к эксплуатации в зимних условиях жилого "адрес" по ул. "адрес" в "адрес".
Ответчик ФИО1 является собственником и потребителем, проживающим в квартире, многоквартирного дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения, расположенной по адресу: "адрес", ул. "адрес", о чем свидетельствует лицевой счет N+561110.
Согласно расчету истца в связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты".
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований к удовлетворению требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и взысканию задолженности по оплате услуг отопления, поставляемых истцом в квартиру ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой ФИО3 о принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО3 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
С даты подписания данного Договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Республика ФИО3 считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1), в связи с чем на территории Республики ФИО3 с указанной даты действует законодательство Российской Федерации.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Отсоединение квартиры ответчиков от системы централизованного отопления в 2010 году могло быть проведено с соблюдением Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение пункта 25 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанным Порядком установлена процедура оформления отключения потребителя от централизованного отопления по причине отказа от получения коммунальной услуги, в том числе: вынесение созданной органом местного самоуправления постоянно действующей межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов отключения потребителя от системы ЦО и ГВС решения о разрешении на отключение от системы ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации, что оформляется протоколом (пункт 2.2); получение потребителем перечня организаций, выдающих технические условия для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отключения от системы ЦО и ГВС (пункт 2.2.1); отключение помещения от внутридомовых сетей ЦО и ГВС исполняется монтажной организацией, которая реализует проект при участии представителя собственника жилого дома, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС, а также собственника квартиры (пункт 2.5); по окончанию работ составляется акт об отключении дома от системы ЦО и ГВС, который в десятидневный срок подается заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6); после утверждения акта на очередном заседании Комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению (пункт 2.7).
Постановлением ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в указанный Порядок относительно порядка рассмотрения и принятия решений об отключении потребителей от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирных домах предусмотрена возможность отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных помещений дома, а всего дома в целом, при условии поддержки такого решения всеми собственниками помещений в доме и, кроме того, только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Возражая против заявленных требований, в подтверждение обоснованности отключения квартиры от системы центрального отопления ответчик предоставила суду: протокол заседания правления ЖСК- 68 о разрешении на отключение "адрес" по ул. "адрес" в "адрес" было произведено отключение от центрального отопления и горячего водоснабжения; акт от ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" по ул. "адрес" в "адрес" было произведено отключение от центрального отопления и от подачи горячего водоснабжения; акт КРП "ППВКХ "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ о заглушке горячей воды в связи с установкой автономного отопления; проект на установку газового котла на основании технических условий УГЭГХ от ДД.ММ.ГГГГ; акт от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с абонентского учета "адрес" по ул. "адрес" в "адрес" в связи с отключением с ДД.ММ.ГГГГ квартиры от центрального отопления и от подачи горячего водоснабжения; письмо - извещение от 22.12.2015в теплоснабжающую организацию об отключении квартиры; копию абонентной книжки по оплате за газ с ноября 2010 года.
Судебная коллегия не может признать данные документы допустимыми доказательствами, с достоверностью подтверждающими утверждение ответчиков о законности отключения их квартиры от системы центрального отопления.
Получение потребителем согласия межведомственной комиссии на отключение его квартиры от центрального отопления и на установку в ней автономного отопления является начальным этапом процедуры отказа потребителя от получения данной коммунальной услуги, которое в отношении отдельного жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в силу закона могло быть реализовано только до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчиком не представлено необходимого решения постоянно действующей межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Сведения о соблюдении ответчиком требований Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ, то есть составлении акта об отключении квартиры от системы ЦО и ГВС, его утверждении межведомственной комиссией, уведомлении абонентской службы АП "Крымтеплокоммунэнерго" об отключении, а также о пересмотре условий договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению в материалах дела также отсутствуют.
Сведения о передаче информации об отключении данной квартиры теплоснабжающей организации для закрытия лицевого счета, а также о внесении изменений в техническую документацию на данный объект недвижимости в материалах дела отсутствуют.
Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Крымским республиканским предприятием "Производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "адрес"" не является бесспорным доказательством соблюдения собственником квартиры установленного порядка отключения.
Анализ указанных документов не дает оснований для вывода об отсутствии признака самовольного отключения спорной квартиры от центрального отопления, на чем необоснованно настаивает апеллянт.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, пришла к выводу о том, что ответчиком не представлено достоверных доказательств соблюдения действующих на 2007-2008 годы нормативных требований к отключению квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления, следовательно отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем данных коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя плату за коммунальные услуги (часть вторая). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (часть четвертая названной статьи).
Представленные истцом доказательства наличия спорной задолженности, рассчитанной исходя из установленных тарифов и отапливаемой площади квартиры (48,0 м2), дают основание для взыскания задолженности по оплате услуг отопления в пределах заявленных требований за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" коп.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о законности вывода суда первой инстанции относительно обоснованности иска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с решением суда, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Представленные ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" акты готовности к отопительному сезону отражают результат проверки системы теплоснабжения жилого дома с участием представителя потребителя услуги, то есть готовность данного объекта к приемке тепловой энергии, поставляемой в дом. Ссылка апеллянта на необходимость проверки каждой квартиры на предмет готовности к приемке услуги по теплоснабжению противоречит нормам закона, поскольку поставщик услуги отвечает за поставку тепловой энергии в дом, а обязанность по содержанию в технически исправном состоянии внутриквартирной сети лежит на собственнике.
Судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы относительно правомерности отключения квартиры ответчика от системы централизованного отопления не подтвержденным материалами дела, в связи с чем внимания не заслуживающим.
Неправомерность отключения квартиры ФИО1 от системы централизованного отопления исключает обоснованность ссылки апеллянта на нормы закона, которыми установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с учетными данными.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда гор. Симферополя Республики Крым от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий, судья: Т.С.Аврамиди
Судьи: Е.С.Егорова
И.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.