Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.,
судей Адаменко Е.Г., Белоусовой В.В.,
при секретаре Стрельцовой Н.В.
по докладу судьи Белоусовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым о понуждению к исполнению обязанностей в натуре
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 августа 2016 года,
установила:
в июне 2016 года ФИО10 обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым о понуждению к исполнению обязанностей. Просит суд обязать ответчика включить период его работы 9 лет и 5 месяцев в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права - с ДД.ММ.ГГГГ, с учётом размера его заработной платы, указанной в справке АП "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что истец имеет общий трудовой стаж в размере 29 лет 6 месяцев и 5 дней, из которых 9 лет и 5 месяцев стажа, дающего право на льготное пенсионное обеспечение.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым от 22 марта 2016 года ему было незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии на льготных условиях по Списку N2, поскольку, по мнению ответчика, арендному предприятию "Риф" страховые взносы в Пенсионный фонд Украины за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ списаны в связи с ликвидацией АП "Риф", деятельность предприятия за этот период не осуществлялась, было снято с учета ДД.ММ.ГГГГ, т.е. справка о заработной плате выдана безосновательно.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитать в стаж не представляется возможным в связи с тем, что в справке о льготном характере работы N от ДД.ММ.ГГГГ указана ссылка на постановление Кабинета Министров Украины N 162 от 11 марта 1994 года, которое неприменимо для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 августа 2016 года исковые требования удовлетворены.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым включить период работы ФИО2 прорабом в Алуштинском хозрасчетном строительно-монтажном участке треста "Лесдревмонтаж", в дальнейшем реорганизованном в арендное предприятие "Риф", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет и 5 месяцев) в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым досрочно назначить и выплачивать ФИО2 страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права - с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом размера его заработной платы, указанной в справке АП "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Указывает на то, что АП "Риф" зарегистрировано как плательщик страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Украины с ДД.ММ.ГГГГ, уплатило страховые взносы в Пенсионный фонд Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ списаны в связи с ликвидацией АП "Риф". Кроме этого, положения Постановления Кабинета Министров Украины N 162 от 11.03.1994 года не применима для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ.
Обращает внимание на то, что Управлением истребованы сведения относительно предоставления документов, подтверждающих работу истца в должности прораба в АП "Риф" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., однако данные сведения не поступили в связи с тем, что на хранение в Архивный отдел Администрации города Алушта документы по личному составу АП "Риф" не поступали.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменений.
От начальника Управления ПФ РФ в г. Алушта поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 11 ФКЗN 6 от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 1 января 2015 года.
С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ "О страховых пенсиях", согласно статье 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В силу пункта 2 части 1 статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им (назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего ФЗ, на один год за каждые 2 года и б месяцев такой работы. При этом в силу части 3 статьи 30 указанного ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно трудовой книжки N, выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 имеет общий трудовой (страховой) стаж 29 лет 6 месяцев и 5 дней, из которых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет и 5 месяцев) работал на должности прораба в Алуштинском хозрасчётном строительно-монтажном участке треста "Лесдревмонтаж", в дальнейшем реорганизованном в арендное предприятие "Риф".
Факт реорганизации Алуштинского хозрасчётного строительно-монтажного участка треста "Лесдревмонтаж" подтверждается решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, архивная копия которого исследована в судебном заседании, а также архивной справкой арендного предприятия "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт работы истца на данном предприятии, кроме трудовой книжки, оригинал которой был исследован в судебном заседании судом первой инстанции, также подтверждается справкой арендного предприятия "Риф" о месте работы N от ДД.ММ.ГГГГ и справкой арендного предприятия "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы.
После записей в трудовой книжке ФИО2 о его работе в арендном предприятии "Риф" ( N) имеются следующие за ними записи о его принятии на работу и увольнении по другим местам работы.
Согласно уставу арендного предприятия "Риф" предметом деятельности предприятия является производство строительных и монтажных работ, ремонтно-строительных работ.
На территории Республики Крым, где истец осуществлял свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в различные периоды действовало следующее законодательство:
В период с 1 апреля 1990 года по 31 марта 1992 года - Закон СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года, согласно пункту "б" части 1 статьи 9 которого на льготных условиях имели право выходить на пенсию по старости рабочие и служащие на работах с тяжёлыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР, в частности, мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 года, принятого во исполнение Закона СССР "О государственных пенсиях", утвержден Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. В частности, пунктом "б" раздела XXIX Списка N 2 указанного постановления установлено, что работа мастером (десятником) и прорабом дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, предусмотренных пунктом "б" части 1 статьи 9 Закона СССР "О государственных пенсиях".
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Согласно разделу 22900000 XXVII строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов 22900006- 24441 производители работ имели право на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины N 1931 XII от 06 декабря 1991 года "О порядке введения в действие Закона Украины "О пенсионном обеспечении" с 01 апреля 1992 года в полном объеме вступил в силу Закон Украины "О пенсионном обеспечении".
В период с 1 апреля 1992 года по 30 августа 1999 года на территории Республики Крым действовал Закон Украины "О пенсионном обеспечении", согласно части 4 статьи 13 которого порядок пенсионного обеспечения лиц, работавших до введения в действие этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, определялся ст. 100 данного Закона.
В соответствии со ст. 100 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" лицам, работавшим до введения в действие этого Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, и которые не имеют полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со ст. 12, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13-14 настоящего Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действующим законодательством.
В соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" работникам, имеющим "не менее половины стажа работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 настоящего Закона (для мужчин - 60 лет), на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы для мужчин.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 162 от 11 марта 1994 года "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость на которых дает право на пенсию на льготных условиях" утвержден Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость на которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Согласно разделу XXVII строительство, реконструкция, техническое переоснащение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов 22900006-24441 право на пенсию на льготных условиях имели производители работ.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 (года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Таким образом, работа прорабом (производителем работ) на предприятиях в области строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов в силу (перечисленных выше норм включается в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 проработал в должности прораба в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет и 5 месяцев). Указанные обстоятельства не были опровергнуты представителем ответчика в суд первой инстанции.
Судом первой инстанции обосновано не приняты во внимание доводы ответчика о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку предприятие, на котором работал истец, не выплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд Украины, в связи с тем, что данное обстоятельство не имеет правового значения, так как страховые взносы подлежали уплате на территории Украины, а не Российской Федерации, а правовое значение имеет факт уплаты страховых взносов только после вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обоснованной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 10 ГК РФ, согласно которого предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий, ввиду чего обязанность доказать неправомерность выдачи справок арендным предприятием "Риф" возлагается на ответчика. Между тем неправомерность выдачи справок не подтверждено материалами дела, а напротив, опровергается справкой арендного предприятия "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате, согласно которой истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, в указанные в ней выплаты включены все виды оплаты труда, на которые в соответствии с действующим законодательством были начислены и выплачены страховые взносы, кроме выплат одноразового характера.
В материалах дела имеется справка арендного предприятия "Риф" N от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы, согласно которой истец работал в должности прораба в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полный рабочий день.
В указанной справке как на основание подтверждения льготного характера стажа истца имеются указания как на Постановление Совета Министров СССР N 1173 от 22 августа 1956 года, так и на Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а также на постановление Кабинета Министров Украины N 162 от 11 марта 1994 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что стаж работы истца в период с 11 марта 1994 года по 30 августа 1999 года нельзя засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку по этому стажу имеется указание на постановление Кабинета Министров Украины N 162 от 11 марта 1994 года, нельзя принять во внимание, так как справка, уточняющая особых характер работы, выдана еще в 1999 году, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алушта Республики Крым оставить без удовлетворения.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 августа 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.