Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кураповой З.И.
судей
Хожаиновой О.В.
Агина В.В.
при секретаре
Кочетковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе председателя Дачного потребительского кооператива "Алубика" ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2016 года по делу N 2а-2272/2016 по административному исковому заявлению Дачного потребительского кооператива "Алубика" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, о понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Хожаиновой О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Дачный потребительский кооператив "Алубика" обратился в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 11.02.2016 года N об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего месторасположение: "адрес" кадастровый квартал публичной кадастровой карты Российской Федерации N, ориентировочной площадью 8277 кв.м., и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для размещения дачного потребительского кооператива; обязании административного ответчика рассмотреть заявление ДПК "Алубика" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 15.01.2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N44.
Требования мотивированы тем, что 28 декабря 2015 года ДПК "Алубика" на имя председателя Совета министров Республики Крым было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего месторасположение: "адрес", кадастровый квартал публичной кадастровой карты Российской Федерации N, ориентировочной площадью 8277 кв.м., и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для размещения дачного потребительского кооператива. 11 февраля 2016 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым был направлен ответ N, согласно которого отказано в удовлетворении заявления административного истца по причине отсутствия оснований, поскольку соответствующие аукционы до 01 января 2017 года могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа. ДПК "Алубика" считает данный ответ незаконным и необоснованным, поскольку в своем заявлении не просили предоставить земельный участок в аренду для размещения дачного потребительского кооператива без проведения торгов, цель обращения - это согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. N 44. Кроме того, в своем обращении ДПК "Алубика" не поднимал вопрос покупки-продажи или иного отчуждения земельного участка, имеющего месторасположение "адрес" кадастровый квартал публичной кадастровой карты РФ N, ориентировочной площадью 8277 кв.м. Согласно действующему законодательству, вопросы подготовки, утверждения или отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории регулируются ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года N 66-3РК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 г. N 44. Пунктом 11 вышеуказанного Порядка предусмотрено согласование схемы расположения земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водопользования, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4,5 Порядка, в порядке межведомственного взаимодействия. Органы, указанные в пункте 11 Порядка, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса согласовывают схему расположения земельного участка или предоставляют в уполномоченный орган мотивированный отказ в таком согласовании. В свою очередь, орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком на основании полученных сведений, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы земельного участка по основаниям, установленным законом. Данные основания предусмотрены ч.16 статьи 10.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец считает, что ответчиком при рассмотрении заявления были грубо нарушены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от 15.01.2015 года N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и Порядка подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и проекта межевания, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.02.2015 года N 44, что привело к принятию решения о безосновательном отказе истцу в утверждении схемы местоположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего месторасположение: "адрес", кадастровый квартал публичной кадастровой карты Российской Федерации N, ориентировочной площадью 8277 кв.м, и в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в аренду, для размещения дачного потребительского кооператива.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2016 года принят отказ ДПК "Алубика" от части исковых требований о признании незаконным решения исполнительного органа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка в аренду для размещения дачного потребительского кооператива, производство по административному делу в данной части прекращено.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2016 года отказано в удовлетворении требований административного искового заявления ДПК "Алубика".
Не согласившись с постановленным решением, председатель ДПК "Алубика" ФИО3 подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение. Считает, что решение постановленос нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО5 и Совета Министров Республики Крым ФИО6, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает иные сроки.
В частности, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года (часть 1 статьи 12.1).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 28 декабря 2015 года Дачный потребительский кооператив "Алубика" обратился с заявлением в Совет Министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего месторасположение: "адрес" кадастровый квартал публичной кадастровой карты Российской Федерации N, ориентировочной площадью 8277 кв.м. и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для размещения дачного потребительского кооператива.
11 февраля 2016 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило в адрес истца ответ N, согласно которого ДПК "Алубика" отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для размещения дачного потребительского кооператива. Основанием для отказа послужило отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления, исходя из положений ст.ст.13,14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст.39.6 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.18 Закона N66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления Дачного потребительского кооператива "Алубика", суд первой инстанции пришел к выводу, что основанием для отказа ДПК "Алубика" фактически послужило то, что истцом был нарушен порядок, которым предусмотрена процедура утверждения схемы расположения земельного участка и предварительное согласование предоставления данного земельного участка в аренду, для размещения дачного потребительского кооператива, а также в связи с тем, что до 01.01.2020 г. формирование и предоставление земельных участков на территории Республики Крым не осуществляется в соответствии с положениями ст.18 Закона N66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений". Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". При установленных обстоятельствах, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, а также Совета Министров Республики Крым отсутствовали правовые основания для рассмотрения вышеуказанного заявления административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК).
В силу п.2 ч.3 ст.2 Закона Республики Крым от 21.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым согласно пункту 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении.
Полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым предусмотрены пунктами 2.8, 5.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157.
Особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в Республике Крым установлены Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. N 44.
В соответствии с ч.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Статьей 18 приведенного выше Закона N 66-ЗРК определено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.
В соответствии с ч.1 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается статьями 39.5, 39.6, 39.11., 39.12., 39.14, 39.15 39.16 Земельного кодекса РФ, а также положениями Федерального закона N66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N66-ФЗ от 15.04.1998 г. определено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (ч.4 ст.13 Федерального закона N66-ФЗ от 15.04.1998 г.).
Согласно ч.1 ст.14 приведенного Федерального закона, предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, разрешение вопроса о предоставлении земельного участка для размещения дачного потребительского кооператива исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований Закона N 66-ФЗ неправомерно.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. При этом порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из содержания ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 февраля 2016 года N, заявление административного истца по существу рассмотрено административным ответчиком, в адрес административного истца направлен мотивированный ответ, который им получен. Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о бездействии административных ответчиков при рассмотрении соответствующего заявления.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 июля 2016 года по делу N 2а-2272/2016 - оставить без изменения, жалобу председателя Дачного потребительского кооператива "Алубика" ФИО3- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: З.И. Курапова
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.