Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Лиджиева С.В. и Литовкина В.В.,
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мангутова В.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, Министерству внутренних дел Российской Федерации и ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы, возложении обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия и восстановлении в должности по апелляционной жалобе Мангутова В.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Мангутова В.Н. и его представителя Семеновой В.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя МВД РФ Манджиевой Д.Н. и представителя МВД по РК Балдановой Г.Н., судебная коллегия
установила:
Мангутов В.Н. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. До издания Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" он исполнял обязанности начальника территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России (далее УФМС России) по Астраханской области и Республике Калмыкия в Кетченеровском районе. В соответствии с пунктами 1-3 данного Указа Федеральная миграционная служба России упразднена и ее правопреемником определено Министерство внутренних дел России. Считал, что фактически произошла не ликвидация ФМС России как юридического лица, а его реорганизация в форме присоединения, так как основные функции ФМС России переданы созданным в системе МВД России подразделениям по вопросам миграции. При передаче полномочий и штатной численности к МВД России ему должны были предложить и в случае согласия назначить на соответствующую должность в созданных подразделениях, то есть начальника миграционного пункта отделения полиции. При этом при назначении его на должность не подлежали учету требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Однако в приеме на службу в МВД по Республике Калмыкия ему незаконно отказано, хотя сокращения штатных единиц сотрудников не было. Просил признать незаконным отказ МВД по РК от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД России откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по РК; обязать ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия при получении необходимых документов из МВД по РК провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; обязать МВД по РК восстановить в должности начальника миграционного пункта отделения полиции Межрайонного отдела МВД России "Сарпинский" с местом дислокации в пос. Кетченеры.
В судебном заседании Мангутов В.Н. и его представитель Эренценов Ю.Н. поддержали заявленные требования, дополнив требованием о признании незаконным решения МВД по РК от 23 августа 2016 г. об отказе в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по РК.
Представитель МВД по РК Балданова Г.Н. иск не признала, пояснив, что истец ранее замещал должность, которая не является должностью в органах внутренних дел, а потому в отношении него должна быть соблюдена процедура назначения на должность, предусмотренная приказом МВД России от 30 ноября 2011 г. N 1065 и принятие соответствующего решения является правом руководителя. Начальником оперативно-розыскной части Министерства не рекомендовано назначение истца на службу в МВД по РК. Мангутов В.Н. также не соответствует квалификационным требованиям, так как не имеет высшего юридического образования. Оснований для зачисления истца в распоряжение МВД по РК в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, как и восстановления в должности начальника миграционного пункта не имеется, так как на указанную должность Мангутов В.Н. не назначался.
Представитель МВД РФ Манджиева Д.Н. также не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что истец, находящийся в кадрах МВД России, с рапортом или просьбой об откомандировании в распоряжение МВД по РК не обращался, а потому оснований для возложения на МВД России соответствующих обязанностей не имеется.
Представитель ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Астраханской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика. В направленных суду возражениях председатель комиссии пояснил, что Мангутов В.Н. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия с 7 июля 2016 г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мангутова В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Мангутов В.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что, будучи сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным к иному федеральному органу государственной власти, в связи с упразднением данного органа и окончанием срока прикомандирования, он должен быть зачислен в тот территориальный орган МВД России, из которого происходило откомандирование. Такой порядок был применен в отношении остальных сотрудников УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия. Предъявление требований к его квалификации противоречит положениям п. 29 ст. 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ. Указывает, что суд не дал оценки его доводам и представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа МВД по РК от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении истца в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по РК обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по РК, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с марта 1993 г. Мангутов В.Н. был принят стажером по должности милиционера изолятора временного содержания Кетченеровского районного отдела внутренних дел (далее РОВД), с июня 1993 г. - милиционером дежурным. С февраля 2000 г. истец состоял в должности инспектора отделения паспортно-визовой службы Черноземельского РОВД, с марта 2003 г. - начальником паспортно-визового отделения Кетченеровского РОВД. С января 2006 г. Мангутов В.Н. занимал должность начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия в Кетченеровском районе, с марта 2016 г. - начальника территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Кетченеровском районе.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции переданы МВД России.
08 апреля 2016 г. начальником УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия Мангутов В.Н. поставлен в известность о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел РФ в связи с сокращением замещаемой должности в органах внутренних дел.
18 апреля 2016 г. истец обратился в МВД по РК с заявлением о поступлении на службу в МВД по РК.
Письмом министра от 12 июля 2016 г. исх. N *** Мангутову В.Н. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел в МВД по РК.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 г. N *** Мангутов В.Н. с 7 июля 2016 г. зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
Отказывая Мангутову В.Н. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в МВД по РК, суд первой инстанции исходил из того, что права истца оспариваемыми действиями ответчиков не нарушены, так как трудовые отношения с ним не прекращены, он находится в распоряжении УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия. С МВД по РК Мангутов В.Н. в трудовых отношениях не состоял, по квалификационным требованиям он не может претендовать на занятие руководящей должности начальника миграционного пункта.
Между тем, с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим правовой статус сотрудников органов внутренних дел является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Порядок зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 54, в соответствии с п. 3 которого зачисление сотрудников в распоряжение МВД России, территориальных органов, организаций, подразделений МВД России допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается, в том числе в случае окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
В силу п. 10.3. указанного Порядка руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций, подразделений МВД России производится зачисление в распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России сотрудников по окончании срока прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, непосредственно перед прикомандированием проходивших службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" с упразднением Федеральной миграционной службы и передачей ее функций МВД России, Министерству передана и штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов, а также имущество и соответствующие бюджетные ассигнования.
Согласно приказу МВД России от 27 мая 2016 г. N 276 (п. 3) министерствам внутренних дел по республикам, управлениям МВД России по иным субъектам РФ указано сформировать в установленном порядке подразделения по вопросам миграции в пределах выделенной штатной численности и средств на ее содержание.
В соответствии с приложением N 8 к данному приказу внесены изменения, в том числе в штанную численность МВД по РК с ее увеличением на 29 единиц.
Как следует из приказа ФМС России от 17 марта 2016 г. N 157, который действовал на момент упразднения ФМС России, предельная штатная численность УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия (с местом дислокации в Республике Калмыкия) составляла, в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - в количестве 29 единиц.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, следует согласиться с доводами Мангутова В.Н. о том, что с упразднением Президентом Российской Федерации Федеральной миграционной службы имеются основания считать срок прикомандирования истца, как сотрудника органов внутренних дел, к федеральному органу исполнительному власти оконченным и поскольку функции указанного органа переданы МВД России без сокращения по Республике Калмыкия численности штата сотрудников, а перед прикомандированием он проходил службу в МВД по РК, истец, с учетом его согласия продолжить службу, подлежит зачислению в распоряжение именно данного территориального органа.
Отказ МВД по РК в зачислении Мангутова В.Н. в распоряжение МВД по РК противоречит вышеприведенным положениям закона, фактическим обстоятельствам дела и нарушает права истца.
Ссылка представителей ответчика на то, что права истца не ущемлены, так как Мангутов В.Н. во исполнение Указа Президента Российской Федерация от 05 апреля 2016 г. N *** зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия не может быть принята во внимание.
Приказом ФМС России от 04.07.2013 N 299 установлено, что при зачислении в распоряжение и нахождении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, в распоряжении ФМС России и ее территориальных органов Порядок зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации применяется с учетом особенностей, установленных Приказом ФМС России от 04.07.2013 N 299.
Согласно же п. 2. Приказа ФМС России от 04.07.2013 N 299 зачисление сотрудников в распоряжение ФМС России, территориальных органов ФМС России, организаций, входящих в систему ФМС России, допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел (п. 1 ч. 10 ст. 36).
Между тем, поскольку упразднена Федеральная миграционная служба в целом, а не ее территориальный орган, оснований для зачисления Мангутова В.Н. в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия не имелось.
Более того, как следует из пояснений Мангутова В.Н. в суде апелляционной инстанции, действие пунктов 1.4 - 1.7 приказа УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 г. N 753 л/с о зачислении его в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия отменено с 07 июля 2016 г.
В соответствии с п. 29 ст. 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом данной правовой нормы несостоятельна ссылка суда на то, что требования истца не подлежат удовлетворению, так как с МВД по РК Мангутов В.Н. в трудовых отношениях не состоял и по квалификационным требованиям он не может занимать должность в органах внутренних дел.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела приказа МВД России от 8 июля 2016 г. N *** л/с следует, что 16 сотрудников, прикомандированных к ФМС России с оставлением в кадрах органов внутренних дел РФ, (бывшие сотрудники УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия с местом дислокации в Республике Калмыкия), с 7 июля 2016 г. переведены для дальнейшего прохождения службы в МВД по РК.
Основанием для издания данного приказа послужило письмо МВД по РК от 8 июля 2016 г. N *** с проектом приказа о переводе в распоряжение МВД по РК для дальнейшего прохождения службы указанных сотрудников органов внутренних дел упраздненной ФМС России, принявших решение о назначении на должности во вновь созданном УМВД по РК по вопросам миграции, либо на иные вакантные должности.
При изложенных данных решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Мангутова В.Н.о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия нельзя признать законным и обоснованным. Судебное решение в этой части подлежит отмене с удовлетворением указанных исковых требований Мангутова В.Н.
По этим же основаниям подлежит отмене решение суда в части отказа в возложении на МВД по РК обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Мангутова В. Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия.
Что касается решения суда первой инстанции в остальной части, то оснований для его отмены не имеется.
Письмом министра внутренних дел по РК от 23 августа 2016 г. за исх. N *** истцу дан ответ на его обращение к Президенту РФ и в МВД России, который нельзя признать решением компетентного органа, фактически являющимся отказом в зачислении Мангутова В.Н. в распоряжение МВД по РК, и затрагивающим права и законные интересы истца.
Оснований для удовлетворения исковых требований Мангутова В.Н. о возложении на МВД России обязанности откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия и на ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия обязанности при получении необходимых документов из МВД по РК провести соответствующие мероприятия по откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия не имеется с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеизложенных норм материального закона, приведенных в настоящем апелляционном определении.
Не имеется оснований и для возложения на МВД по РК обязанности восстановить истца в должности начальника миграционного пункта отделения полиции Межрайонного отдела МВД России "Сарпинский" с местом дислокации в пос. Кетченеры, поскольку на указанную должность в органах внутренних дел Мангутов В.Н. не назначался, не занимал ее и не был от нее освобожден.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 10, ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, при этом такой сотрудник считается продолжающим проходить службу в органах внутренних дел, поскольку само по себе нахождение сотрудника в распоряжении не свидетельствует о прекращении с ним служебных отношений.
Возложение на МВД по РК обязанности по назначению Мангутова В.Н. на соответствующую должность в МВД по РК неправомерно ограничивает права руководства МВД по Республике Калмыкия самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников в целях эффективной деятельности и рационального управления. Оценка личных и профессиональных качеств сотрудников является исключительной прерогативой работодателя и выходит за рамки компетенции суда.
Ссылка представителей ответчиков на то обстоятельство, что приказом МВД России от 21 ноября 2016 г. N *** л/с Мангутов В.Н. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением замещаемой должности, не может быть принята во внимание, поскольку суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного решения на момент принятия решения по существу.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении требований Мангутова В.Н. о признании незаконным отказа МВД по РК от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении истца в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по РК обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по РК подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Мангутова В.Н. в указанной части.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Мангутова Виктора Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 г. N *** в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия и возложении на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Мангутова Виктора Николаевича в распоряжение МВД по Республике Калмыкия отменить.
Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N *** в зачислении Мангутова Виктора Николаевича в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказ в приеме на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по зачислению Мангутова Виктора Николаевича в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия.
В остальной части решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 октября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Мангутова В.Н. удовлетворить частично.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи С.В.Лиджиев
В.В.Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.