Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эренценова Юрия Николаевича к МВД по Республике Калмыкия, МВД России, УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице Ликвидационной комиссии о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, о возложении обязанности на МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, о восстановлении в должности начальника Миграционного пункта Отделения полиции (с местом дислокации в пос. Ики-Бурул) Межрайонного отдела МВД России "Приютненский", о возложении обязанности на УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице ликвидационной комиссии при получении необходимых документов из МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, о возложении обязанности на МВД России откомандировать для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия по апелляционной жалобе истца Эренценова Ю.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., объяснения истца Эренценова Ю.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика МВД по Республике Калмыкия Балдановой Г.Н., представителя ответчика МВД России Манджиевой Д.Н., судебная коллегия
установила:
Эренценов Ю.Н. обратился в суд с указанным иском и в обоснование требований указал следующее. До издания Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" он исполнял функции начальника территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе. В соответствии с данным Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 упразднена Федеральная миграционная служба России. В соответствии с пунктами 1-3 данного Указа Федеральная миграционная служба России упразднена и ее правопреемником определено Министерство внутренних дел России. Считал, что фактически произошла не ликвидация ФМС России как юридического лица, а его реорганизация в форме присоединения, так как основные функции ФМС России переданы созданным в системе МВД России подразделениям по вопросам миграции. Следовательно, при передаче полномочий и штатной численности к МВД России ему должны были предложить и в случае получения от него согласия назначить в соответствии с созданными в МВД по Республике Калмыкия должностями: начальником Миграционного пункта Отделения полиции (с местом дислокации в пос. Ики-Бурул) Межрайонного отдела МВД России "Приютненский". Однако согласно письменным ответам от 12 июля 2016 года N 11/1345 и от 23 августа 2016 года N 27/1/у-15 в приеме на службу в МВД по Республике Калмыкия и в назначении на соответствующую должность ему было незаконно отказано. Просил суд признать незаконными отказ МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 и от 23 августа 2016 года N 27/1/у-15 в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия, возложить обязанность на МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по его зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, восстановить его на должность - начальника Миграционного пункта Отделения полиции (с местом дислокации в пос. Ики-Бурул) Межрайонного отдела МВД России "Приютненский", возложить обязанность на УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в лице ликвидационной комиссии при получении необходимых документов из МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по его откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия; возложить обязанность на МВД России откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Эренценов Ю.Н. просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что его как действующего сотрудника ОВД, состоящего в кадрах МВД России, обязаны зачислить в распоряжение того территориального органа МВД России, из которого раннее произошло откомандирование (в его случае это МВД по Республике Калмыкия, в котором он проходил службу с августа 2000 года по январь 2006 года). Это прямо предписано положениями статьи 36 ФЗ "О службе в ОВД РФ" и принятого в рамках его реализации приказа МВД России N 54-2013 года (пункт 10.3). МВД по Республике Калмыкия обязано было зачислить его в свое распоряжение и назначить на должность в Управлении по вопросам миграции МBД по Республике Калмыкия. Указывает, что суд не дал оценки его доводам и представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 в зачислении истца в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия и возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению в распоряжение МВД по Республике Калмыкия, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и выписки из личного дела истца, с августа 2000 года по январь 2006 года истец проходил службу в Ики-Бурульском РОВД в должностях: инспектора паспортно-визовой службы группы ПВС Ики-Бурульского РОВД МВД по Республике Калмыкия, инспектора паспортно-визового отделения Ики-Бурульского РОВД МВД по Республике Калмыкия, и начальника паспортно-визового отделения Ики-Бурульского РОВД МВД по Республике Калмыкия.
С января 2006 года по март 2016 года истец проходил службу в ФМС России, в должности начальника Территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе ОУФМС России по Республике Калмыкия, с марта 2016 года по июль 2016 года в должности начальника Территориального пункта УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия в Ики-Бурульском районе, с июля 2016 года и зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия.
На основании Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба России.
Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность.
Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 5 названного Указа предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01 июня 2016 года.
08 апреля 2016 года начальником УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия Эренценов Ю.Н. поставлен в известность о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел РФ в связи с сокращением замещаемой должности в органах внутренних дел.
25 мая 2016 года, то есть до расторжения контракта истец подал заявление на имя министра МВД по Республике Калмыкия о желании продолжить службу в органах внутренних дел Республики Калмыкия.
Согласно письменным ответам МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 и от 23 августа 2016 года N 27/1/-у 15, истцу отказано в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия.
Приказом председателя Ликвидационной комиссии УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия от 20 июля 2016 года N 753 л/с Эренценов Ю.Н. зачислен в распоряжение УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия с 07 июля 2016 года с исполнением служебных обязанностей по ранее замещаемой должности.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел в МВД по Республике Калмыкия, суд первой инстанции исходил из того, что права истца оспариваемыми действиями ответчиков не нарушены, так как трудовые отношения с ним не прекращены, он находится в распоряжении УФМС по Астраханской области и Республике Калмыкия. С МВД по Республике Калмыкия Эренценов Ю.Н. в трудовых отношениях не состоял, по квалификационным требованиям он не может претендовать на занятие руководящей должности начальника миграционного пункта.
Между тем, с указанными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим правовой статус сотрудников органов внутренних дел является Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Приказом МВД России от 31 января 2013 года N 54 утвержден Порядок зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка зачисление сотрудников в распоряжение МВД России, территориальных органов, организаций, подразделений МВД России допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подпунктом 9 пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 статьи 36 указанного Закона руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона.
Из подпункта 10.3 пункта 10 статьи 36 Закона следует, что руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций, подразделений МВД России производится зачисление в распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России сотрудников по окончании срока прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, непосредственно перед прикомандированием проходивших службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях. Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом (пункт 11 Порядка).
В силу прямого указания приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел продолжает проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение органа внутренних дел, перемещение сотрудника в распоряжение не свидетельствует о прекращении с ним служебных отношений и в этот период с ним могут производиться все юридически значимые действия, связанные как с увольнением, так и с дальнейшим прохождением службы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" с упразднением Федеральной миграционной службы и передачей ее функций МВД России, Министерству передана и штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов, а также имущество и соответствующие бюджетные ассигнования.
Согласно приказу МВД России от 27 мая 2016 года N 276 (пункт 3) министерствам внутренних дел по республикам, управлениям МВД России по иным субъектам РФ указано сформировать в установленном порядке подразделения по вопросам миграции в пределах выделенной штатной численности и средств на ее содержание.
В соответствии с приложением N 8 к данному приказу внесены изменения, в том числе в штанную численность МВД по Республике Калмыкия с ее увеличением на 29 единиц.
Как следует из приказа ФМС России от 17 марта 2016 года N 157, который действовал на момент упразднения ФМС России, предельная штатная численность УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия (с местом дислокации в Республике Калмыкия) составляла, в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - в количестве 29 единиц.
Таким образом, из изложенного следует, что с упразднением Федеральной миграционной службы имеются основания считать срок прикомандирования Эренценова Ю.Н., как сотрудника органов внутренних дел, к федеральному органу исполнительному власти оконченным и поскольку функции указанного органа переданы МВД России без сокращения численности штата, а перед прикомандированием он проходил службу в МВД по Республике Калмыкия, истец, с учетом его согласия продолжить службу, подлежит зачислению в распоряжение именно данного территориального органа.
Отказ МВД по Республике Калмыкия в зачислении Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия противоречит вышеприведенным положениям закона, фактическим обстоятельствам дела и нарушает права истца.
Ссылка представителей ответчика на то, что права истца не ущемлены, так как Эренценов Ю.Н. во исполнение Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 зачислен в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия не может быть принята во внимание.
Приказом ФМС России от 4 июля 2013 года N 299 установлено, что при зачислении в распоряжение и нахождении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, в распоряжении ФМС России и ее территориальных органов Порядок зачисления в распоряжение и нахождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации применяется с учетом особенностей, установленных Приказом ФМС России от 4 июля 2013 года N 299.
Из пункта 2 Приказа ФМС России от 4 июля 2013 года N 299 зачисление сотрудников в распоряжение ФМС России, территориальных органов ФМС России, организаций, входящих в систему ФМС России, допускается в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел (пункт 1 части 10 статьи 36).
Поскольку Федеральная миграционная служба упразднена в целом, а не ее территориальный орган, оснований для зачисления Эренценова Ю.Н. в распоряжение УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия не имелось.
В силу положений части 2 статьи 10, части 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, при этом такой сотрудник считается продолжающим проходить службу в органах внутренних дел, поскольку само по себе нахождение сотрудника в распоряжении не свидетельствует о прекращении с ним служебных отношений.
Принимая во внимание изложенное решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Эренценова Ю.Н. о признании незаконным отказа МВД по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (принятии на службу в органы внутренних дел) в МВД по Республике Калмыкия нельзя признать законным и обоснованным. Судебное решение в этой части подлежит отмене с удовлетворением указанных исковых требований.
По этим же основаниям решение суда в части отказа в возложении на МВД по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия подлежит отмене с удовлетворением требований в данной части.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Письмом министра внутренних дел по Республики Калмыкия от 23 августа 2016 года N 27/1/у15 истцу дан ответ на его обращение к Президенту РФ и в МВД России, который нельзя признать решением компетентного органа, фактически являющимся отказом в зачислении Эренценова Ю.Н. в распоряжение МВД по Республике Калмыкия и затрагивающим права и законные интересы истца.
Исковые требования Эренценова Ю.Н. о возложении на МВД России обязанности откомандировать его для дальнейшего прохождения службы в распоряжение МВД по Республике Калмыкия и на ликвидационную комиссию УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия обязанности при получении необходимых документов из МВД по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по откомандированию для дальнейшего прохождения службы в МВД по Республике Калмыкия не подлежат удовлетворению, с учетом установленных обстоятельств, вышеизложенных норм закона и как излишне заявленные.
Оснований и для возложения на МВД по Республики Калмыкия обязанности восстановить истца в должности начальника Миграционного пункта Отделения полиции (с местом дислокации в пос. Ики-Бурул) Межрайонного отдела МВД России "Приютненский" не имеется, так как указанную должность, введенную МВД по Республике Калмыкия с 07 июля 2016 года, Эренценов Ю.Н. не занимал. Возложение на МВД по Республики Калмыкия обязанности по назначению истца на соответствующую должность неправомерно ограничивает права руководства МВД по Республике Калмыкия самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников в целях эффективной деятельности и рационального управления. Оценка личных и профессиональных качеств сотрудников является исключительной прерогативой работодателя, и выходит за рамки компетенции суда.
Ссылка представителей ответчиков на то обстоятельство, что приказом МВД России от 21 ноября 2016 года N 1486 л/с Эренценов Ю.Н. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением замещаемой должности, не может быть принята во внимание, поскольку суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного решения на момент принятия решения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Эренценова Юрия Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 в зачислении в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказа в приеме на службу в органы внутренних дел) в Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия и возложении на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия обязанности провести соответствующие мероприятия по зачислению Эренценова Юрия Николаевича в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия отменить.
Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия от 12 июля 2016 года N 11/1345 в зачислении Эренценова Юрия Николаевича в распоряжение для дальнейшего прохождения службы (отказ в приеме на службу в органы внутренних дел) в Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия провести соответствующие мероприятия по зачислению Эренценова Юрия Николаевича в распоряжение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.