Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Басанговой И.Б.
Шихановой О.Г.
при секретаре
Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах С. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Республики Калмыкия по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., выслушав объяснения представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаева Д.Л., поддержавшего
доводы апелляционной жалобы
, возражения С. и прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Элисты Республики Калмыкия в интересах С. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении по договору социального найма жилого помещения из жилищного фонда Республики Калмыкия.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки обращения С. о нарушении жилищных прав установлено, что последняя зарегистрирована совместно с членами семьи в составе 11 человек в жилом помещении по адресу: (данные изъяты). В связи с этим вынуждена проживать по договору найма в жилом помещении по адресу: (данные изъяты). Иное жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или принадлежащее на праве собственности, не имеет. С 18 мая 2011 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, под N (данные изъяты), в списке по болезни. С. является инвалидом 3 группы - инвалидом с детства, имеет заболевание с кодом (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ), которое входит в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и дает право на предоставление жилья во внеочередном порядке; имеет право на дополнительную площадь по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение С. не предоставлено.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить С. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В судебном заседании прокурор Альмтаева Д.В., С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, а также представитель третьего лица Администрации г. Элисты, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 года исковые требования прокурора г. Элисты Республики Калмыкия в интересах С. удовлетворены.
На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить С. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарев В.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что у ответчика отсутствуют правовые основания для предоставления С. жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Считает, что полномочия по предоставлению малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к органу местного самоуправления (Администрации г. Элисты). С. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в уполномоченный орган не обращалась. Указывает, что между Министерством и истцом отсутствует предмет спора, поскольку в адрес ответчика от администрации г. Элисты не поступал список лиц, имеющих право на получение жилья из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Суд, возлагая на ответчика обязанность предоставить С. жилое помещение, фактически подменил собой орган местного самоуправления - Администрацию г. Элисты, и орган исполнительной власти - Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права ответчика на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что С. имеет право на внеочередное предоставление социального жилья, поскольку она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире; имеет право на дополнительную жилую площадь, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанций соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378).
Согласно справке (данные изъяты) от 20 апреля 2010 года С. является (данные изъяты).
Из заключения врачебной комиссии N (данные изъяты) от 17 июня 2016 года Бюджетного учреждения "Республиканский психоневрологический диспансер" следует, что С. страдает заболеванием (диагноз с кодом (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ)), включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 имеет право на дополнительную жилую площадь.
Истец с 18 мая 2011 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, под N (данные изъяты) в связи с заболеванием.
Согласно выписке из домовой книги собственника Х. от 25 июля 2014 года С. зарегистрирована и проживает по адресу: (данные изъяты), общей площадью 42,9 кв.м, жилая площадь - 27,74 кв.м.
Помимо собственника и истицы на площади указанного дома проживают также 9 человек.
Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истец не имеет.
Изложенные обстоятельства суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, правильно признал основанием для вынесения решения о признании за С. права на внеочередное получение жилья по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствует законодательная возможность предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем, в том числе ввиду отсутствия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда должен нести орган местного самоуправления - администрация г. Элиста, судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, С. является (данные изъяты), которое включено в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; с 18 мая 2011 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с заболеванием.
Данных о том, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке была наделена государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить С. по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда отвечает требованиям закона и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 июля 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи И.Б. Басангова
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.