Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Дорджиева Б.Д.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петушова Юрия Мудиевича к Администрации г. Элисты о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании восстановить на данном учете по апелляционной жалобе истца Петушова Ю.М. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения истца Петушова Ю.М. об отмене решения суда, представителя ответчика Челянова Э.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия,
установила:
Петушов Ю.М., 13 марта 1965 года рождения, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 27 марта 2013 года он состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под N 601.
Постановлением Администрации г. Элисты от 27 мая 2016 года N 1180 он снят с данного учета в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки на жилищный учет. Считал данное решение незаконным, поскольку он, как сирота состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства в Бага-Бурульском сельском совете Ики-Бурульского района, куда он обращался с заявлением в июле 1985 года после службы в армии.
После переезда на постоянное место жительства в г. Элисту он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации г. Элисты. Ввиду юридической неграмотности он не сообщил о том, что ранее обращался и вставал на учет нуждающихся в жилье в Ики-Бурульском районе.
Просил признать незаконным решение Администрации г. Элисты о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении из списка детей-сирот и обязать ответчика восстановить его на данном учете.
20 сентября 2016 года Петушов Ю.М. дополнил исковые требования и просил восстановить его на жилищном учете с момента постановки, то есть с 27 марта 2013 года.
В судебном заседании истец Петушов Ю.М., представители истца Мучеряева С.Н. и Атаева Н.Н. исковые требования поддержали. Представитель ответчика Администрации г. Элисты в суд не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 октября 2016 года в удовлетворении иска Петушова Ю.М. отказано.
В апелляционной жалобе истец Петушов Ю.М. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что стал сиротой в *** лет. До 18 лет он не поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении вследствие бездействия его опекуна П. и органов опеки и попечительства. О своем праве на внеочередное предоставление жилого помещения он узнал за пределами возраста, когда мог реализовать такое право. Выражает несогласие с тем, что суд критически отнесся к свидетельским показаниям его младшего брата П.В, который пояснил, что истец состоял на жилищном учете в Бага-Бурульском сельском совете.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно статье 1 Федерального закона к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,
а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,
в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 мая 2013 года N 222.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением исполкома Ики-Бурульского районного Совета депутатов трудящихся от 1 декабря 1980 года N 345 в связи со смертью родителей П., *** года рождения, назначен опекуном несовершеннолетних детей - Н., *** г.р., Петушова Юрия Мудиевича, *** г.р. и В., *** г.р.
22 марта 2013 года истец Петушов Ю.М. обратился в Администрацию г. Элисты с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Из ответа заместителя Главы Администрации г. Элисты, председателя жилищной комиссии при Администрации г. Элисты Васькиной Г.В. за N П-2956/01-44 от 11 апреля 2013 года следует, что постановлением Администрации г. Элисты от 8 апреля 2013 года N 899 Петушов Ю.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с составом семьи 1 человек.
Согласно выписке из постановления от 27 мая 2016 года N 1180 "Об утверждении решения жилищной комиссии при Администрации г. Элисты от 11 мая 2016 года" Петушов Ю.М. снят с жилищного учета в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки на учет.
Письмом заместителя Главы Администрации г. Элисты, председателя жилищной комиссии при Администрации г. Элисты Васькиной Г.В. за N П-01-44 от 31 мая 2016 года Петушову Ю.М. разъяснено, что причиной снятия его с жилищного учета явились те обстоятельства, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, он обратился после достижения возраста 23 лет и принятие его на такой учет не соответствовало нормам Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.12 г. N 15-ФЗ.
Отказывая Петушову Ю.М. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что 22 марта 2013 года на момент подачи в Администрацию г. Элисты заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не обладал статусом лица из числа детей - сирот, так как достиг возраста 48 лет. Доказательства о наличии уважительных причин, объективно препятствовавших его обращению в возрасте до 23 лет в компетентные органы с заявлением о постановке на жилищный учет, истец не представил.
Указанные выводы суда коллегия находит обоснованными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении закона.
Из объяснений истца, данных в судах первой и апелляционной инстанций, следует, что после смерти обоих родителей опекуном был назначен старший брат П., с которым истец проживал в родительском доме в пос. Бага - Бурул Ики - Бурульского района Республики Калмыкия, где окончил 10 классов средней школы и был призван на службу в армию. С мая 1983 года по июнь 1985 года Петушов проходил действительную военную службу. После службы в армии он вернулся на прежнее место жительства и работал до 1988 года в совхозе "***" Ики - Бурульского района Республики Калмыкия.
**** года Элистинским ЗАГС Республики Калмыкия зарегистрирован брак Петушова Ю.М. с Р.
*** года отделом ЗАГС Юстинского района РК брак с Р. расторгнут.
В период с 1988 года по 1993 год истец работал на конезаводе в пос. *** Ики - Бурульского района Республики Калмыкия. В 2000 году истец переехал в Юстинский район Республики Калмыкия, где *** лет работал на животноводческой стоянке ГУП "***". С 7 марта 2013 года Петушов Ю.М. проживает в г. Элиста Республики Калмыкия.
Таким образом, Петушов Ю.М. родился и проживал в период с 13 марта 1983 года по 13 марта 1988 года, то есть в возрасте с 18 до 23 лет, в пос. Бага - Бурул Ики - Бурульского района Республики Калмыкия.
Данных о том, что в указанный период Петушов обращался и состоял по месту жительства на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец в материалы дела не представил.
Коллегия не может согласиться с доводами жалобы о ненадлежащей оценке свидетельским показаниям Петушова В.М., младшего брата истца, о том, что истец состоял на жилищном учете в Бага-Бурульском сельском совете. Допустимым доказательством, подтверждающим постановку лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья, является решение органа местного самоуправления по месту жительства нуждающегося лица о принятии его на соответствующий учет.
Поскольку льготное обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, а доказательства письменного обращения истца в возрасте с 18 до 23 лет с заявлением о постановке на жилищный учет отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он не был поставлен на соответствующий жилищный учет по вине опекуна и органов опеки и попечительства, не являются основанием к отмене решения суда. По достижении совершеннолетия, то есть 18 лет, и до 23 лет истец был вправе самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления для реализации своего жилищного права.
То обстоятельство, что в силу правовой неграмотности Петушов своевременно не воспользовался правом на получение жилья в льготном порядке, не является уважительной причиной, объективно препятствовавшей его обращению в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на жилищный учет.
Гарантируемая вышеназванным Федеральным законом лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилым помещением должна быть реализована ими до достижения возраста 23 лет. Указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица.
Таким образом, если лицо из числа детей - сирот не обращалось с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления и не поставлено на жилищный учет до достижения возраста 23 лет, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 октября 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи: Б.Д. Дорджиев
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.