Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу Алиева А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2016 года, вынесенные в отношении Алиева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2016 года Алиев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 5 (пять) суток. В срок административного ареста Алиеву А.А. включен срок его задержания и срок исполнения наказания исчислен с 12 часов 40 минут 22 июля 2016 года.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2016 года постановление судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2016 года оставлено без изменения, жалоба Алиева А.А. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Алиев А.А. просит вынесенные судебные постановления отменить ввиду нарушения судом его прав на участие в судебном заседании, а также недоказанности его вины в совершении административного правонарушения. Указывает на превышение сотрудниками полиции своих полномочий и недопустимость в связи с этим имеющихся по делу доказательств.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ) неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона о полиции, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в числе иных предоставлено право: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 22 июля 2016 года в 11 часов 12 минут Алиев А.А., управляя автомобилем марки "Данные изъяты", государственный регистрационный знак "Данные изъяты", будучи остановленным сотрудниками ГИБДД на 01 км автодороги "Комсомольский-Артезиан" в Черноземельском районе Республики Калмыкия за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации отказался передать сотруднику полиции документы на право управления и владения транспортным средством, то есть оказал неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, воспрепятствовав исполнению им служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (л.д. 8), протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 7), схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 9), протоколом об административном задержании (л.д. 10), письменными объяснениями понятых ФИО1, ФИО2 (л.д. 12, 13), рапортами сотрудников ГИБДД ФИО3 и ФИО4 (л.д. 3, 4), копией расстановки личного состава 2 взвода 2 роты ОБДПС ГИБДД МВД по РК на 22 июля 2016 года (л.д. 11), видеозаписью, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Алиевым А.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Из материалов дела видно, что сотрудники полиции действовали в рамках предоставленных им законом полномочий с целью выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, действия сотрудников полиции соответствовали положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Доводы Алиева А.А. о недоказанности вины в совершении вмененного административного правонарушения, превышении сотрудниками полиции своих полномочий и недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, были предметом проверки судьи Верховного Суда Республики Калмыкия и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении от 24 августа 2016 года.
Прекращение постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского района г. Махачкалы от 17 октября 2016 года производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеет правового значения при производстве по настоящему делу и не может повлиять на выводы о виновности Алиева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само по себе невыполнение Алиевым А.А. обязанности, возложенной на него, как на водителя транспортного средства, пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрение судьей Верховного суда Республики Калмыкия жалобы на постановление судьи районного суда в отсутствие Алиева А.А. соответствует требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данной норме закона дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела 24 августа 2016 года в 14 часов 30 минут Алиев А.А. был извещен надлежащим образом, его ходатайство об отложении рассмотрения дела оставлено судьей без удовлетворения, мотивы отказа с соблюдением требований части 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в решении приведены (л.д. 38), являются убедительными, основания не согласиться с ними отсутствуют.
Следовательно, располагая сведениями о надлежащем извещении Алиева А.А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствии данных об уважительности причин его неявки, судья Верховного Суда Республики Калмыкия правомерно рассмотрел дело в отсутствие Алиева А.А., что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие Алиева А.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Действия Алиева А.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Алиева А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Алиеву А.А. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2016 года, вынесенные в отношении Алиева А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Алиева А.А. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.