Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области к Герасимовой Т.А. о взыскании налога и пени, по апелляционной жалобе Герасимовой Т.А. на решение Волжского районного суда города Саратова от 27 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Сметаниной И.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Герасимовой Т.А. о взыскании транспортного налога за 2014 год в размере 33 150 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 9 459 рублей 47 копеек.
В обоснование требований административный истец указал, что в 2014 году налогоплательщик являлась владельцем транспортного средства "данные изъяты"., государственный регистрационный знак "данные изъяты" После направления налогового уведомления и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по транспортному налогу за 2014 год административным ответчиком не оплачена. В связи с неоплатой в установленные сроки транспортного налога были начислены пени.
Решением суда от 27 июня 2016 года, с учетом определения об исправлении описки от 27 сентября 2016 года, с Герасимовой Т.А. в пользу инспекции взысканы задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 33 150 рублей, пени по транспортному налогу в размере 9 459 рублей 47 копеек; государственная пошлина в доход бюджета в размере 1 478 рублей.
Не согласившись с постановленным судебным актом, Герасимова Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований налогового органа. Указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что в рамках исполнительного производства на принадлежащее ей транспортное средство марки "данные изъяты"., государственный регистрационный знак "данные изъяты" в июне 2012 года судебным приставом-исполнителем наложен арест, затем нереализованное имущество должника передано взыскателю - ЗАО "Поволжский немецкий банк". Поскольку с июня 2012 года Герасимова Т.А. лишена возможности использовать транспортное средство, считает взыскание с нее налоговых платежей неправомерным.
В возражениях на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение районного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога".
Статьей 2 Закона N 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в 2014 году за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты"
Герасимовой Т.А., как владельцу транспортного средства, согласно налоговому уведомлению N 1220108 от 28 марта 2015 года начислен транспортный налог за налоговый период - 2014 год на сумму 33 150 рублей с указанием срока уплаты до 01 октября 2015 года (л.д. 5).
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование N 49582 от 12 октября 2015 года об уплате транспортного налога на сумму 33 150 рублей и пени на сумму 9 459 рублей 47 копеек со сроком исполнения до 26 ноября 2015 года (л.д. 8).
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела (л.д. 6,9). Факт получения указанных документов Герасимовой Т.А. не оспаривался.
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в районный суд 18 апреля 2016 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, транспортное средство, являющиеся объектом налогообложения, в спорный период было зарегистрировано за Герасимовой Т.А., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования инспекции и взыскал с налогоплательщика задолженность по налоговым платежам.
Правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей судом первой инстанции проверена, сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспорена.
Довод апелляционной жалобы Герасимовой Т.А. о том, что у нее отсутствует обязанность по уплате налога на указанный автомобиль в связи с наложением на него ареста, не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
По данным, представленным административным истцом, владельцем вышеназванного автомобиля в 2014 году являлась Герасимова (Насонова) Т.А., что подтверждается сведениями органа регистрации транспортных средств (л.д. 37-38).
Данные о снятии налогоплательщиком транспортного средства "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты" с регистрационного учета в налоговой инспекции отсутствуют.
Факт ареста и принудительной реализации транспортного средства, в отсутствие данных о снятии его с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Доказательств обращения налогоплательщика в органы регистрации транспортных средств с заявлением о снятии спорного автомобиля с учета Герасимовой Т.А. не представлено.
Поскольку в спорный период транспортное средство "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты" было зарегистрировано за Герасимовой Т.А., с регистрационного учета транспортное средство не было снято, у административного истца имелись правовые основания для начисления транспортного налога за указанный период.
В остальном доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герасимовой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.