Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Султанова Р.А., Донцовой Ю.И.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Доброгорского В.В., к администрации г. Орска об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели,
установила
Прокурор Советского района города Орска Оренбургской области, действуя в интересах Доброгорского В.В., (дата) года рождения, обратился в суд с иском к администрации г.Орска об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели. В обоснование иска указал, что Доброгорский В.В. является лицом из числа детей-сирот и признан нуждающимся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако до настоящего времени администрацией города жилое помещение Доброгорскому В.В. не предоставлено.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 сентября 2016 года исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Доброгорского В.В., удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию г. Орска предоставить Доброгорскому В.В., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация города Орска Оренбургской области просит суд апелляционной инстанции указанное решение полностью отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Доброгорский В.В., представитель администрации города Орска, представитель Отдела опеки и попечительства Управления образования администрации города Орска, представитель Правительства Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статей 2, 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Доброгорский В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением *** от (дата) родители Доброгорского В.В. - отец Д.В.Э. и мать Д.Л.Г., лишены родительских прав в отношении сына Доброгорского В.В.
В соответствии с распоряжением администрации г.Орска Оренбургской области от (дата) N *** в отношении несовершеннолетнего Доброгорского В.В. установлена опека, опекуном назначена С. Л.А.
(дата) Доброгорский В.В. окончил государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Новотроицкий строительный техникум" по специальности строительство и эксплуатация зданий и сооружений, о чем выдан диплом N ***.
Распоряжением администрации г.Орска от (дата) N (дата) Доброгорский В.В. признан нуждающимся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленной площади".
По сведениям ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" г.Орска, Управления Росреестра по Оренбургской области, Доброгорский В.В. не имеет недвижимого имущества, находящегося у него в собственности.
В настоящее время Доброгорский В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес)
Жилое помещение, расположенное по указанному адресу принадлежало на праве собственности Алфимову А.Д., умершему (дата) членом семьи которого истец не является. Более того, проживание в указанном жилом помещении невозможно ввиду повреждения дома вследствие пожара.
Жилое помещение расположенное по адресу: (дата), в котором Доброгорский В.В. проживает временно, принадлежит на праве собственности Д. Д.Э., Д. А.Э., членом семьи которых истец не является.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района города Орска, суд исходил из того, что Д. В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не имеет в собственности жилого помещения. Кроме того, до 01 января 2013 года Доброгорский В.В. не реализовал свое право на получение жилого помещения, поэтому в силу указанных положений закона имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд учел, что на момент обращения Доброгорского В.В. с заявлением о предоставлении жилья им соблюдён установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, и он признан нуждающимся в жилом помещении. На момент рассмотрения дела истец жильём не обеспечен.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию города Орска Оренбургской области, обязанности обеспечить Доброгорского В.В. жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцу Доброгорскому В.В. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву. Соответственно, после получения Доброгорским В.В.профессионального образования у органа местного самоуправления в силу закона возникает обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Доводы автора жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания Доброгорского В.В. по адресу: (адрес), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, указанное жилое помещение не закреплено за Доброгорским В.В. и не принадлежит ему на каком-либо праве.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.