Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Захарова Н.И.,
судей Федосовой Н.Н., Долбнина А.И.,
при секретаре Елисеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление административного истца прокурора Задонского района Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 28 октября 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Совету депутатов сельского поселения Болховской сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа сельского поселения, обязывании в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган сельского поселения Болховской сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области отказать".
Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Совету депутатов сельского поселения Болховской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа Задонского муниципального района, возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган сельского поселения Болховской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области.
Свои требования мотивировал тем, что решением Совета депутатов сельского поселения Болховского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения. В ходе проверки установлено, что контрольно - счетная комиссия сельского поселения Болховского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области создана формально, поскольку полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не осуществляет, соглашение с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не заключено.
С учетом уточнений, истец просил признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Болховского сельсовета Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа указанного сельского поселения, обязать Совет депутатов сельского поселения Болховского сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган указанного сельского поселения.
Определениями Задонского районного суда Липецкой области от 12 октября 2016 г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Анохина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку в сельском поселении принято положение о Контрольно-счетной комиссии, однако она не функционирует в связи с отсутствием необходимого финансирования, а полномочия невозможно передать в контрольно-счетную комиссии Задонского муниципального района, поскольку она еще не создана.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении, поданном в Липецкий областной суд, административный истец прокурор Задонского района Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
В суд административный ответчик - Совета депутатов сельского поселения Болховской сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области, представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном статьями 55 - 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Судебная коллегия, руководствуясь частью 6 статьи 226, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствии указанных лиц.
Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца - представитель прокуратуры Липецкой области Кима И.Е., поддержавшего апелляционное преставление, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ). Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов сельского поселения Болховского сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24 июля 2012 г. N утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Болховской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области.
В указанном положении определены: статус контрольно-счетного органа муниципального образования, порядок формирования, должностные полномочия членов комиссии и требования к их кандидатурам, полномочия самой комиссии независимое положение от представительного органа местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 1 Положения контрольно-счетная комиссия сельского поселения Болховской сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в муниципальном образовании создан контрольно-счетный орган, поскольку принят муниципальный правовой акт, определяющий его правовое положение, устанавливающий его наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности.
Таким образом, поскольку в муниципальном образовании создан контрольно-счетный орган, без передачи полномочий в части осуществления контроля за исполнением бюджета сельского поселения, то оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействие по созданию данного контрольно - счетного органа у суда не имелось.
На основании всего изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Требований о признании незаконным бездействия должностных лиц по осуществлению полномочий в названном и образованном контрольно-счетном органе, выполнению своих функций и деятельности, прокурором заявлено не было.
Довод прокурора о том, что контрольно-счетный орган в указанном сельском образовании создан формально, лишь подтверждают вывод суда о неверном избрании прокурором предмета заявленных требований.
Не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании Совета депутатов указанного сельского поселения заключения соглашения о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случае и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).
Как указано в статье 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2); представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (часть 11).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе создать контрольно-счетный орган муниципального образования либо передать контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения.
В настоящем деле представительный орган поселения воспользовался своим правом и принял решение о создании контрольно-счетного органа, без передачи полномочий контрольно-счетному органу муниципального района.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований для возложения обязанности по заключению соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения.
Кроме того, как установлено в суде первой инстанции, на момент рассмотрения спора судом контрольно-счетная комиссия Задонского муниципального района не создана.
В апелляционном представлении административный истец указывает на то, что принятие нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение, наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности контрольно-счетного органа не свидетельствует о действительном их создании. С данным указанием судебная коллегия согласиться не может.
Контрольно-счетный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, что следует из Уставов муниципального образования. Положением о контрольно-счетной комиссии, определен порядок организации и деятельности данной комиссии. Таким образом, вывод суда об образовании контрольно-счетного органа муниципального образования является верным. Отсутствие штата свидетельствует лишь о том, что он не функционирует.
Доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Задонского районного суда Липецкой области от 28 октября 2016 г. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Задонского района Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья
Секретарь
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.