СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.
при секретаре Глобу Н.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в судебном заседании 22 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
иск прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен;
администрация муниципального образования городского округа "Воркута", муниципальное унитарное предприятие "Управление многоквартирными домами" муниципального образования городского округа "Воркута" обязаны создать нормативно-эксплуатационный запас основного топлива (уголь) в объеме не менее 45 суточной потребности в течение отопительного сезона 2016-2017 годов для котельных, осуществляющих теплоснабжение населения в границах муниципального образования городского округа "Воркута": котельная п.Заполярный (г.Воркута, пгт Заполярный, ул.Магистральная, д.16), котельная Сивая Маска (г.Воркута, пст Сивомаскинский, ул.Лесная), котельная Советский (г.Воркута, промплощадка бывшей шахты "Юнь-Яга");
решение суда в части возложения обязанности создать нормативно-эксплуатационный запас основного топлива подлежит немедленному исполнению;
взыскана с муниципального унитарного предприятия "Управление многоквартирными домами" муниципального образования городского округа "Воркута" в доход бюджета муниципального образования городского округа "Воркута" государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор г.Воркуты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АМО ГО "Воркута" и МУП "УМД" МО ГО "Воркута" о возложении обязанности обеспечить нормативно-эксплуатационный запас топлива не менее 45 суточной потребности, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения ответчиками законодательства о теплоснабжении на территории МО ГО "Воркута" в части обеспечения надежного теплоснабжения потребителей МО ГО "Воркута", установлено, что запас основного топлива (уголь) на котельных, переданных МУП "УМД" МО ГО "Воркута", по состоянию на "Дата обезличена" не создан. Отсутствие нормативного запаса топлива создает угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих на территории МО ГО "Воркута", может нанести им значительный ущерб.
В судебном заседании прокурор уточнила требования, ссылаясь на создание НЭЗТ в котельной пос.Елецкий, и просила удовлетворить требования в отношении котельных пос.Заполярный, пос.Сивомаскинский, мрн. Советский, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Представитель администрации МО ГО "Воркута" в судебном заседании иск не признала указав, что обязанность по своевременному обеспечению создания нормативных запасов топлива возникает у энергоснабжающей организации, которой является МУП "УМД" МО ГО "Воркута"; нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии МУП "УМД" утверждены на 2016 год; действующим законодательством не установлено требование о наличии на котельных в течение всего отопительного периода нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива, поскольку НЭЗТ не является неснижаемым, его использование возможно в течение отопительного периода для надежной и стабильной работы котельных и обеспечения плановой выработки тепловой энергии; Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" (УГХиБ) организует устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом, контролирует работу по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях, в связи чем подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица; между УГХиБ и ОАО "Воркутауголь" 14.11.2014 заключен договор на приобретение и поставку угля в целях создания НЭЗТ, последующем между УГХиБ и МУП "Котельные" заключен договор ответственного хранения угля; В связи с нахождением МУП "Котельные" в стадии банкротства, уголь будет возвращен УГХиБ.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя МУП "УМД" МО ГО "Воркута", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и постановилприведенное решение, об отмене которого в части возложения на администрацию МО ГО "Воркута" оспариваемой обязанности, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, просит АМО ГО "Воркута".
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Воркутинского городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу АМО ГО "Воркута" - без удовлетворения.
Ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в суд апелляционной инстанции не явились, администрация МО ГО "Воркута" ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Прокурор с жалобой АМО ГО "Воркута" не согласился.
Заявлений и ходатайств до начала судебного заседания не поступило.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу п.1 ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные его ст.ст.539 - 547, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 ст.539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со ст.ст.309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, 12 11.2015 Постановлением руководителя администрации МО ГО "Воркута" N 129 в целях содержания жилищного фонда, организации бесперебойного коммунального обслуживания населения и юридических лиц и получения прибыли создано МУП Управление многоквартирными домами" МО ГО "Воркута".
На основании договора аренды от "Дата обезличена" МУП "Котельные" МО ГО "Воркута" предоставило МУП "УМД" МО ГО "Воркута" за плату во временное владение и пользование котельные п.Елецкий, п.Заполярный, Сивая маска, Советский с присоединенными к ним теплосетями для обеспечения бесперебойного теплоснабжения на территории поселков Заполярный, Советский, Елецкий, Сивомаскинский г.Воркуты Республики Коми, проведения мероприятий по подготовке к отопительному зимнему периоду (ОЗП) 2016-2017 гг. и для обеспечения сроков подготовки к началу ОЗП 2016-2017 гг. по причине нахождения арендодателя в стадии банкротства - конкурсном производстве по решению Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2015 по делу NА29-10948/2014. Срок действия договора определен моментом реализации имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно определению Арбитражного суда Республики Коми от "Дата обезличена" NА29-10948/2014 указанные в договоре аренды от "Дата обезличена" объекты исключены из конкурсной массы МУП "Котельные" МО ГО "Воркута".
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно которому расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки; для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток (п.21 Правил).
Правлением Службы Республики Коми по тарифам от "Дата обезличена" "Номер обезличен" утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии МУП "УМД" МО ГО "Воркута" на 2016 год, в т.ч. НЭЗТ: для котельных пос.Сивомаскинский - 0,22 тыс.т, для котельной пос.Заполярный - 1,95 тыс.т, для котельной пос.Советский - 2,05 тыс.т.
В ходе проведенной прокурором проверки было установлено, что по состоянию на 26.09.2016 запас основного топлива (уголь) на котельных МУП "УМД" МО ГО "Воркута" составлял: котельная пос.Заполярный - 183 т, котельная пос.Сивомаскинский - 156,2 т, котельная мрн Советский - 466,7 т.
Рассматривая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.4.1.1, 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", п. 2, 3, 15, 19, 20, 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377, пришел к выводу, что по состоянию на 26.09.2016 теплоснабжающей организацией МУП "УМД" МО ГО "Воркута" для котельных пос.Заполярный, пос.Сивомаскинский, мрн Советский не создан нормативный эксплуатационный запас топлива на 45 суток.
Возлагая обязанность по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на администрацию МО ГО "Воркута", суд исходил из положений п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении", согласно которым вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения МО ГО "Воркута"; к полномочиям МО ГО "Воркута" относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, и, учитывая, что МУП "УМД" МО ГО "Воркута" не обеспечено наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива котельных пос.Заполярный, пос.Сивомаскинский, мрн. Советский, пришел к выводу, что заявленные прокурором г.Воркуты исковые требования об обеспечении нормативно-эксплуатационного запаса топлива подлежат удовлетворению, и соответствующая обязанность должна быть возложена на АМО ГО "Воркута".
Судебная коллегия не усматривает в доводах апелляционной жалобы АМО ГО "Воркута" оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Приведенные апеллянтом в обоснование жалобы доводы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к несогласию апеллянта с произведенной судом первой инстанции в соответствии с правилами ст.ст.12, 56 и 67 ГПК РФ оценкой представленных в материалы дела доказательств, основаны на субъективном, ошибочном толковании заявителем жалобы норм права, в связи с чем, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления.
Поскольку материалами дела с достаточной степенью доказанности подтверждается, что МУП "УМД" не может в настоящее время исполнена обязанность создать на территории МО ГО "Воркута" нормативный запас топлива, в силу положений п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона "О теплоснабжении" она, как публичная услуга, связанная с удовлетворением потребностей граждан и организаций на территории МО ГО "Воркута" в топливе, должна быть возложена на АМО ГО "Воркута".
В силу ст. 20 названного Федерального закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В приведенной связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае администрацию МО ГО "Воркута".
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены либо изменения решения Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" не установлено, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.