Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Глушенко Н.О., Степановой Т.Г.
при секретаре Филиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2016 года по иску Кукса А. А. к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Кукса А.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Сегежского муниципального района РК от 28.11.2014 был установлен факт невозможности проживания Кукса А.А ... в ранее занимаемом жилом помещении, истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения не заключен, в связи с чем просила возложить на администрацию Сегежского муниципального района РК обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям в границах Сегежского городского поселения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости РК.
Решением суда иск удовлетворен.
С таким решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе представителем администрации не оспаривается право истицы на обеспечение ее жилым помещением. Вместе с тем отмечает, что финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. При этом передача субъектом Российской Федерации на уровень района государственных полномочий по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями не обеспечена надлежащим финансированием, в бюджет муниципального района денежные средства (субвенция) на приобретение истице жилого помещения не передавались. В связи с указанным полагает, что право истицы на жилое помещение должно быть реализовано органом исполнительной власти субъекта РФ Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. Полагает, что в связи с характером спорного правоотношения Министерство социальной защиты, труда и занятости РК следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске к администрации, одновременно полагая необходимым проверить на соответствие Конституции РФ пункта 16 таблицы 7 приложения 8 к Закону РК от 24.12.2015 N 1968-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2016 год".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен о дне слушания дела.
Кукса А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции также не явилась, извещена о дне слушания дела.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дне слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу положений ст. 8 названного Федерального закона лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно положениям п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кукса А.А., ( ... ) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Сегежского муниципального района от 28.11.2014 N ( ... ) Кукса А.А. установлен факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с чем приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 16.02.2016 N 315 истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Сведения о Кукса А.А. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Сегежскому муниципальному району.
Учитывая данные обстоятельства и нормы действующего законодательства, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обязанность администрации Сегежского муниципального района по обеспечению истицы жилым помещением возникла в данном случае с момента достижения Кукса А.А. 18-летнего возраста, с учетом невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить правовым основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи, с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.