Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Душнюк Н.В., Стюцюн С.А.
при секретаре Забродиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 03 октября 2016 г. по иску Серова С.В. к администрации Найстенъярвского сельского поселения об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серов С.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что в период с ( ... ) по ( ... ) замещал должность заместителя главы Найстенъярвского сельского поселения, с ( ... ) по ( ... ) являлся его главой. С ( ... ) истец получает пенсию по старости. На заявление от ( ... ) об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" от администрации Найстенъярвского сельского поселения истец получил отказ, который считает незаконным. Уточнив в суде первой инстанции требования, истец просил обязать ответчика назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости со дня выхода на пенсию.
Решением суда на администрацию Найстенъярвского сельского поселения возложена обязанность назначить с ( ... ) Серову С.В. за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости. Суд взыскал с администрации Найстенъярвского сельского поселения в пользу Серова С.В. расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе глава администрации Найстенъярвского сельского поселения Дубицкая Т.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе истцу в иске. Ссылаясь на ч. 3 ст. 31 Устава муниципального образования Найстенъярвского сельского поселения (в редакции 03.10.2012), указывает, что ежемесячная доплата к пенсии по старости назначается в случае, если лицо достигло пенсионного возраста в момент замещения муниципальной должности. Истец в период работы в Найстенъярвском сельском поселении пенсионного возраста не достиг, права на ежемесячную доплату к пенсии не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу Серов С.В. указал на несогласие с доводами, изложенными в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что истец Серов С.В. в период с ( ... ) по ( ... ) работал заместителем главы администрации Найстенъярвского сельского поселения. С ( ... ) Серов С.В. осуществлял полномочия главы Найстенъярвского сельского поселения. ( ... ) на основании п. 2 ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" он сложил полномочия по собственному желанию. В ( ... ) г. истец достиг пенсионного возраста, с ( ... ) является получателем трудовой (страховой) пенсии по старости.
Полагая, что он имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, Серов С.В. ( ... ) обратился в администрацию Найстенъярвского сельского поселения. Ответчик отказал истцу в назначении указанной доплаты.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, что следует из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Положения п. 12 ч. 2 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривают, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей муниципальной службы и муниципальных должностей. В соответствии со ст. 11 Закона РК от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия", ст. 36 Устава Найстенъярвского сельского поселения (в редакции от 2012 г.), п. 3 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Настенъярвского сельского поселения, утвержденного решением Совета Найстенъярвского сельского поселения от 30.05.2014 N 44, мужчинам, имеющим стаж работы на муниципальной службе в органах местного самоуправления Найстенъярвского сельского поселения не менее 12,5 календарных лет, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии.
Согласно расчету ответчика стаж муниципальной службы Серова С.В. составляет ( ... ) лет ( ... ) месяцев ( ... ) дней, для установления ежемесячной доплаты к пенсии по указанным основаниям стажа муниципальной службы недостаточно.
Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу, что истец как выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии, так как Уставом Найстенъярвского сельского поселения, действующим на день назначения истцу трудовой (страховой) пенсии по старости такая доплата была предусмотрена. Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из положений ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" следует, что социальные гарантии выборным должностным лицам местного самоуправления, в том числе ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, устанавливаются Уставами муниципальных образований за счет средств местного бюджета.
Из содержания вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи со ст. 12 Конституции РФ, п. 1 и п. 2 ст. 86 БК РФ следует, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности.
Устав Найстенъярвского сельского поселения, действующий в период выполнения истцом обязанностей главы сельского поселения, не предусматривал социальные гарантии в виде ежемесячной доплаты к пенсии по старости главе поселения.
03.10.2012 принят новый Устав Найстенъярвского сельского поселения, в п. 3. ст. 31 которого установлено, что главе Найстенъярвского сельского поселения, вышедшему на страховую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения и выплаты доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Найстенъярвского сельского поселения устанавливается Советом Найстенъярвского сельского поселения. Согласно письму председателя Совета депутатов Найстенъярвского сельского поселения от 29.09.2016 указанный порядок не установлен ввиду отсутствия потребности.
Из ч. 1 ст. 43, ч. 3 и ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что устав муниципального образования входит в систему муниципальных правых актов, принимается представительным органом муниципального образования и вступает в законную силу после его официального опубликования. Из положений п. 3. ст. 31 Устава Найстенъярвского сельского поселения не следует, что норма п. 3. ст. 31 Устава распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в законную силу. Пользуясь своим исключительным правом на принятие Устава сельского поселения, исходя из финансово-экономического положения муниципального образования, представительный орган муниципального образования не придал указанной норме обратную силу.
Ответчик полагает, что положения новой редакции Устава Найстенъярвского сельского поселения на истца не распространяются, так как истец, замещая должность главы Найстенъярвского сельского поселения, не достиг пенсионного возраста, не вышел на трудовую (страховую) пенсию по старости в этот период. Такое толкование согласуется с абзц. 2 ч. 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в которой указано, что гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. В ст. 4 Закона РК от 12.11.2007 N 1128-ЗРК также указано, что дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в установленном уставом муниципального образования порядке назначаются лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом Серовым С.В. требований.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ. Судебная коллегия принимает новое решение об отказе истцу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 03 октября 2016 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе Серову С.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.