судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Лариной В.С.,
судей: Данцер А.В., Зелепукина А.В.,
при секретаре: Свиридове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В.
гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ,
(судья Зенина Г.В.)
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к ФИО3 и с учетом уточнения исковых требований просил восстановить границы принадлежащего истцу земельного участка N по "адрес" согласно Плану границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному ЗАО НПП "Геосервис", путем увеличения расстояния на 0,27 м. в сторону земельного участка N по "адрес", принадлежащего ответчику; обязать ответчика демонтировать забор, установленный между земельными участками N и N по "адрес".
В обоснование заявленных исковых требований ФИО2 указал, что он является собственником жилого "адрес" находящегося по адресу: "адрес", на основании регистрационного удостоверения N от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв.м., имеющем кадастровый номер N и отведенном ему под индивидуальное жилищное строительство на основании Решения исполкома Депутатов трудящихся Железнодорожного района N от ДД.ММ.ГГГГ.
За время пользования земельным участком его площадь увеличилась за счет земли госфонда по задней меже. По данным геодезической съемки плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время площадь земельного участка составляет 791 кв.м. и имеет расстояние по фасаду равное 9,53 м. Ранее, вплоть до июня 2014 года, расстояние по фасадной меже составляло на период предоставления земельного участка 10,4 м. Согласно сведениям геодезической съемки плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расстояние по фасадной меже составляло 9,83 м. Расстояние от границы смежного земельного участка N по "адрес" (определенной штакетным деревянным забором) до его дома составляло 1,30 м. Границы земельного участка были определены и согласованы с собственниками смежных земельных участков, а именно: собственниками земельного участка N по ул. ФИО7 и ФИО8, и собственниками земельного участка N - ФИО9 и ФИО1
В действительности длина межи по фасаду уменьшилась летом 2014 года, когда новым собственником земельного участка N - ответчиком ФИО3, был демонтирован деревянный штакетный забор, стоящий на границе смежных земельных участков и разделяющий их, и установлен новый, без согласования с ним, забор из металлопрофиля высотой в 2,5 метра, в границах, отличных от тех, которые были согласованы и существовали на местности более 15 лет.
В результате действий ответчика расстояние от установленного забора до его жилого дома составляет 0, 83 м.
Кроме того, за счет произведенной ответчиком насыпи и бетонирования поднялся уровень участка на 25 см, в результате чего выпавшие осадки скапливаются у него на территории, а глухой металлический забор не дает возможности проветривания принадлежащего ему земельного участка.
На неоднократные требования истца перенести межевой забор между участками на положенное расстояние, чтобы восстановить границу его участка ответчик отвечала отказом.
Земельный участок N по "адрес" находится в собственности ответчика (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ), на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка. Оформление права собственности земельного участка осуществлялось прежним собственником.
Однако, с ним, как с собственником жилого дома, расположенного на смежном земельном участке с участком, границы которого уточняются, согласования в установленном законом порядке не проводилось. Препятствий в согласовании не имелось, учитывая его преклонный возраст и жены-инвалида, он всегда находится дома. Все соседи, собственники смежных участков знают об этом.
Таким образом, уточнение границ земельного участка N по "адрес" произведено с нарушением действующего законодательства, а именно: не были учтены существующие на местности более 15 лет границы земельных участков, не было согласования границ с заинтересованным лицом, собственником недвижимости смежного участка N.
Решением Железнодорожного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано (т.1, л.д. 223-240).
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права (т.2, л.д. 1-4).
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО3 по доверенности ФИО10, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, ФИО2 является собственником жилого "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО11 нотариусом нотариального округа городского округа г.Воронежа ДД.ММ.ГГГГ, реестровый N; договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО12 государственным нотариусом Четвертой воронежской государственной нотариальной конторы Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, реестровый N, зарегистрирован БТИ Железнодорожного района г. Воронежа ДД.ММ.ГГГГ; дубликата N Регистрационного удостоверения N Бюро технической инвентаризации Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ДД.ММ.ГГГГ, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок "адрес" городского округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принадлежит (вид права не определен) земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" (ранее "адрес"), категория земель - земли населённых пунктов, о чём в похозяйственной книге N ДД.ММ.ГГГГ-1966 г.г. Боровского сельского Совета 1965 года сделана запись на основании (сведения отсутствуют) (л.д. 10).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N кадастровый номер N. номер кадастрового квартала N, предыдущего номера нет (У N), дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: "адрес", категория земель земли населенных пунктов, площадью 653 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке): сведения об объекте имеют статус ранее учтенные (л.д. 16-17).
Согласно техническому паспорту жилого "адрес" БТИ Железнодорожного района г. Воронежа, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка по документам составляет 600 кв.м., фактически 819 кв.м. (л.д. 18-28).
Согласно Плану границ земельного участка по адресу: "адрес", выполненному геодезистом ООО "Геолайн", составленному с использованием полевого координирования фактических границ участка и материалов филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет 791 кв.м. (л.д. 29).
Жилой "адрес" на праве собственности принадлежит ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64).
Ответчику ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1616 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронежа N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, принадлежит (вид права не определен) земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2100 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" (ранее "адрес"), категория земель- земли населённых пунктов, о чём в похозяйственной книге N ДД.ММ.ГГГГ-1966 г.г. Боровского сельского Совета 1965 г. сделана запись на основании ( сведения отсутствуют) (л.д.61).
Согласно межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", ООО "Геолайн" от ДД.ММ.ГГГГ, площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером N составляет 1161+/-12 кв.м. (л.д. 39-58).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Воронежской области" от ДД.ММ.ГГГГ N кадастровый номер N, номер кадастрового квартала N, предыдущего номера нет (У N), дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: "адрес", категория земель земли населенных пунктов, площадью 1161 +/- 12 кв.м. (л.д. 57-58, 81-100).
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области N от ДД.ММ.ГГГГ на основании оценочной описи кадастрового квартала N сведения о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", условный номер У N, внесены на основании Постановления Администрации Воронежской области N от ДД.ММ.ГГГГ, имеется межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер N. Сведения о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", условный номер У N, внесены на основании Постановления Администрации Воронежской области N от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером N в ГКН отсутствует (л.д. 71).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что границы земельного участка истца, расположенного по адресу: "адрес", не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, межевание земельного участка не проводилось, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в условной системе координат на основании Постановления Администрации Воронежской области N от ДД.ММ.ГГГГ, без установления границ на местности.
Из заключения государственного судебного эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" следует, что согласно представленной истцом на исследование копии абриса земельного участка N (л.д. 127) и проведенных замеров 25 декабря и ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", не соответствуют их фактическому расположению по линейным размерам и конфигурации. На представленном плане (л.д. 127) показаны расстояния (привязки) от жилого дома до левой и правой межевым границам со стороны фасада, которые составляли до правой межи - 1,0 м.; до левой межи - размер отсутствует.
Согласно представленной истцом на исследование копии инвентаризационного плана земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128) и проведенных замеров 25 декабря и ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", не соответствуют их фактическому расположению по линейным размерам и конфигурации. На представленном плане (л.д.128) показаны расстояния (привязки) от жилого дома до левой и правой межевым границам со стороны фасада, которые составляли до правой межи - 0,75 м.; до левой межи - 0,5 м.
Согласно представленным истцом на исследование копии абриса земельного участка N (л.д. 129-131) и проведенных замеров 25 декабря и ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", не соответствуют их фактическому расположению по линейным размерам и конфигурации. На представленном плане (л.д. 129-131) показаны расстояния (привязки) от жилого дома до левой и правой межевым границам со стороны фасада, которые составляли до правой межи - 0,75 м.; до левой межи-0,5 м.
На момент проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ земельных участков N. N, доступ на земельный участок N не был предоставлен, следовательно, определить соответствие границ участка не представилось возможным (л.д. 150-159).
Из заключения государственного судебного эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" следует, что фактические границы и площадь земельного участка N по "адрес" не соответствуют границам и площади, указанным в плане исполнительной съемки участка N по "адрес", согласованным комитетом главного архитектора ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), в плане земельного участка N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), а также площади, указанной в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Фактические границы и площадь земельного участка N по "адрес" не соответствуют границам и площади указанным в плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), межевом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-99), а также площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65), кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).
Выявленные несоответствия заключаются в расхождении местоположения, изменении размеров и конфигурации границ участков и площади.
Граница между спорными земельными участками, указанная в плане земельного участка N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), не совпадает с границей между участками, указанными в плане границ земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), межевом плане земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-99), т.е. имеется как наложение границ, так и расхождение, также имеется различие по конфигурации (л.д. 191 -201).
Исходя из схемы N к заключению эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ забор между спорными земельными участками, который истец просит перенести в сторону земельного участка ответчика на 0,27 м., должен быть перенесен в сторону его земельного участка в соответствии с планом границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств того что установленный ответчиком между земельными участками N и N по "адрес" забор нарушает права и интересы истца.
При этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку и доводам истца о том, что уточнение границ земельного участка N по "адрес" произведено с нарушением действующего законодательства, а именно: не были учтены существующие на местности более 15 лет границы земельных участков, не было согласования границ с заинтересованным лицом, собственником недвижимости смежного участка N.
Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Исходя из ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (п. 1).
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В обоснование исковых требований истец также сослался на то, что не был надлежаще извещен о согласовании местоположения границ земельного участка N по "адрес".
На основании ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (п.1).
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;
2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;
3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
Согласно объявлению, опубликованному в газете "Воронежский курьер" ДД.ММ.ГГГГ N N кадастровым инженером ФИО13, квалифицированный аттестат N, в отношении земельного участка N, расположенного по адресу: "адрес" выполняются кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка.
Заказчиком кадастровых работ является ФИО14 Собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ состоится ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 часов по адресу: "адрес", N. С проектом межевого плана земельного участка можно ознакомиться по адресу: "адрес", N.
Возражения по проекту межевого плана и требования о проведении, согласования местоположения границ земельных участков на местности принимаются с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", N.
Смежные участки, с правообладателями которых требуется согласовать местоположение границ: "адрес". При проведении согласования местоположения границ при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, а также документы о правах на земельный участок (л.д. 46, 46 оборот, 98).
Указанное объявление содержит все необходимые сведения по уточнению местоположения границы и площади земельного участка N по "адрес", не противоречит требованиям п. 10 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а потому доводы истца являются не состоятельными.
Как правильно указал в решении суд первой инстанции, само по себе отсутствие в акте согласования границ подписи одного из смежных землепользователей, не является основанием для признания межевания земельного участка незаконным. Основанием к этому является доказанное нарушение прав смежного землепользователя на владение и пользование предоставленным ему земельным участком, в частности, нарушение границ, принадлежащего ему земельного участка.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания нарушенным права истца на земельный участок 171 по "адрес", поскольку земельный участок не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Приобщенный истцом к делу план земельного участка 171 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), план границ указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), абрис земельного участка (л.д. 124),абрис земельного участка (л.д. 127) с указанием размеров земельного участка не могут свидетельствовать о наличии установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства границы между смежными земельными участками сторон, поскольку, как следует из плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, он составлен с использованием материалов филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Воронежской области, на основании сведений о земельном участке с кадастровым номером N кадастровое дело на который в ГКН отсутствует, участок поставлен на кадастровый учёт в условной системе координат без определения границ на местности (л.д. 71).
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения,
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 не могут повлечь отмену решения, поскольку противоречат установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и направлены на их переоценку, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных законом для отмены или изменения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.