Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО12,
судей ФИО14 и ФИО11,
при секретаре ФИО15.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 и ФИО5 к Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия об обязании включить их в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по апелляционной жалобе первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 4 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 1 июня 2016 г. они обратились в Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия с заявлением о включении их в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Однако по настоящее время заявления не рассмотрены. В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 14 сентября 2015 г. за ними и членами их семей признано право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы. Поскольку в соответствии с приказом МЧС России от 5 июня 2015 г. N 288 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России" учёт военнослужащих, сотрудников федеральной пожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях, в МЧС России, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми по месту прохождения службы сотрудников МЧС России, истцы обратились в Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия.
Решением Магасского районного суда от 4 октября 2016 г. требования истцов удовлетворены.
В апелляционной жалобе первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, просит решение отменить и прекратить производство по делу.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия ФИО8, просившего решение суда отменить, истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и их представителя ФИО9, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, решением Магасского районного суда от 14 сентября 2015 г. на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Северо-Кавказский филиал возложена обязанность включить истцов и членов их семей в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Указанным решением за ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 и членами их семей признано право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст. 61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 14 сентября 2015 г. признано право истцов на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Между тем судебная коллегия полагает, что данная позиция суда основана на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Как усматривается из решения Магасского районного суда от 14 сентября 2015 г. судом признано право истцов на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. При этом суд исходил из того, что для получения государственного жилищного сертификата юридическое значение имеет лишь факт нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают соответствующие документы (для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - перечисленные в пп. "а" п. 19 Правил).
Согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Из материалов дела усматривается, что истцами в 2003 г. поданы рапорты на имя начальника УГПС МЧС Республики Ингушетия ФИО10 о постановке их на учёт для получения жилой площади.
Однако материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что указанные рапорты рассмотрены и в отношении истцов принято решение о постановке на учет для улучшения жилищных условий, либо об отказе в постановке на учет.
С учетом изложенного, поскольку вступившим в законную силу судебным решением не установлены обстоятельства постановки истцов на учет по месту работы в 2003 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, учитывая, что истцами не представлены доказательства, свидетельствующие о постановке их на учет, судебная коллегия полагает оспариваемое решение, которым удовлетворены требования истцов об обязании включить их и членов их семей в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Магасского районного суда от 4 октября 2016 г. по делу по иску ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 и ФИО5 к Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия об обязании включить их в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 и ФИО5.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.