Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Бережновой О.Н.,
судей Федоровой Г.А., Местниковой С.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2016 года, которым по гражданскому делу по иску Беловой В.С. к федеральному казенному учреждению "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" о признании решения по переосвидетельствованию и установлению ******** группы инвалидности незаконным и взыскании судебных расходов,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении искового заявления Беловой В.С. к ФКУ "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по РС(Я)" о признании решения Бюро медико-социальной экспертизы N ... от 9 сентября 2015 года по переосвидетельствованию и установлению *** группы инвалидности незаконным и взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере ... рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей, отказать.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения представителя ответчика Семеновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белова В.С. обратилась в суд с иском к ФКУ "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по РС(Я)" о признании решения N ... от 9 сентября 2015 года по переосвидетельствованию и установлению *** группы инвалидности незаконным, указывая на то, что акт освидетельствования, на основании которого принято данное решение, не в полной мере отражает состояние ее здоровья, вследствие чего ей неправильно установлена группа инвалидности, не соответствующая ее состоянию здоровья, имеются процессуальные нарушения в составлении акта, при установлении срока инвалидности не принято во внимание ее нетрудоспособный пенсионный возраст
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, истец Белова В.С. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на то, что определение нетрудоспособности относится только для лиц трудоспособного возраста, к которым она не относится в силу возраста. *** степень трудоспособности, установленная ответчиком, необходима как условие для трудоустройства. Она же в силу возраста является нетрудоспособной независимо от фактического состояния трудоспособности, находится на пенсии по старости с 2008 года. Кроме того, вследствие тяжелой ******** болезни она также является нетрудоспособной. Инвалидность *** группы должна быть установлена бессрочно без ежегодных освидетельствований. Более того, при установлении инвалидности *** группы ее не направляли на специализированное обследование врачом - ... , с диспансерного учета по ******** заболеванию и заболеванию ******** она не снята.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из установленных судом обстоятельств по делу следует, что истица Белова В.С. согласно медицинским документам с 2004 года по своему состоянию здоровья имеет медицинский диагноз " ********".
По акту N ... Бюро МСЭ N ... ФКУ "Главное бюро медико социальной экспертизы по РС (Я)" Минтруда России от 16 октября 2014 истице проставлен диагноз - ********.
При повторном переосвидетельствовании решением Бюро МСЭ N ... ФКУ "Главное бюро медико - социальной экспертизы по РС (Я)" Минтруда России от 09 сентября 2015 (акт N ... ) истице установлена *** группа инвалидности.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По данному делу решение Главного бюро МСЭ от 09 сентября 2015 было обжаловано истицей в ФКУ "Главное бюро медико - социальной экспертизы по РС (Я)" Минтруда России и в ФКУ "Федеральное бюро медико -социальной экспертизы" Минтруда и соцзащиты РФ. По результатам проверки этими органами медико-социального дела Беловой В.С., решениями этих учреждений от 02 ноября 2015 и 11 марта 2016 обжалуемый акт от 09 сентября 2015 признан обоснованным, исходя из того, что выводы МСЭ основаны на критериях предусмотренных "Классификациями и критериями; используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ медико-социальной экспертизы" утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014г. N 664н ... Оснований для установления второй группы инвалидности в соответствии с "Правилами признания лица инвалидом", утвержденными Постановлением Правительства РФ, утвержденными 20.02.2006г. N95 не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Экспертиза производится по вопросам, возникающим в правоотношениях между субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом - экспертом, обладающим специальными знаниями, которыми ее инициаторы не обладают.
Из обстоятельств дела следует, что установление лицу степени утраты трудоспособности и связанной с ним инвалидности требует специальных медицинских познаний и является компетенцией федеральных учреждений, указанных в вышеуказанных нормативных актах. Исходя из этого требования для определения правомерности установления истице 3-й группы инвалидности, и определения возможности установления иной группы инвалидности, постановлением суда от 08 июня 2016 была назначена очная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФКУ "Главное бюро МСЭ по Иркутской области Минтруда России".
Из заключения эксперта данного Бюро следует, что установление *** группы инвалидности Беловой В.С. соответствует выявленным функциональным нарушениям и ограничениям жизнедеятельности в соответствии с "Правилами признания лица инвалидом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 и "Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ граждан", утвержденными Приказом Минсоцразвития России от 23.12.2009 N 1013н.
Таким образом, исходя из указанных обстоятельств по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что представленными суду доказательствами подтверждается правильность установления истице *** группа инвалидности, поскольку оно осуществлено компетентными органами с полным соблюдением порядка его установления на основании комплексной оценки состояния ее организма и анализа ее клинико-функциональных, профессионально-трудовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
Процессуальных нарушений проведения медико-социальной экспертизы судом не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении иска законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судом обстоятельствам, имеющим значение по делу, дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи Г.А. Федорова
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.