Президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Черкесск 22 декабря 2016 года
Президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Семенова Р.З.
членов президиума - Асланукова А.Х., Байрамуковой И.Х., Нинской Л.Ю., Матакаевой С.К.
при секретаре Куджевой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России на решение Черкесского городского суда от 14 апреля 2016г и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 06 июля 2016 года по делу по исковому заявлению Айбазова С.Х. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть N7 (ФКУЗ МСЧ N7) ФСИН России о признании заключения недействительным,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Коркмазовой Л.А., выслушав объяснения представителя Отдела ФСИН России по КЧР -Кимкетова Р.И., поддержавшего доводы жалобы, истца Айбазова С.Х. и его представителя Тлисову Э.В., считавших жалобу не подлежащей удовлетворению, президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Решением Черкесского городского суда КЧР от 14 апреля 2016 года исковые требования Айбазова С.Х. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 06 июля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУЗ МСЧ N7 ФСИН России - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной "дата" и дополнении к ней ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права.
"дата" гражданское дело истребовано и "дата" поступило в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики.
При изучении доводов кассационной жалобы по истребованному делу установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления (ч.2 ст.390 ГПК РФ).
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Айбазов С.Х. приказом ОФСИН России по КЧР от "дата" N ... -лс был уволен со службы по ст.58 п."б" Положения о службе в органах внутренних дел по достижении предельного возраста.
Заключением ВВК N1 ФКУЗ МСЧ N 7 ФСИН России N ... от "дата" Айбазову С.Х. была установлена причинная связь увечья, заболевания: "данные изъяты".
"данные изъяты" - Военная травма.
"данные изъяты" - заболевание получено в период военной службы. Не годен к военной службе.
Приказом ОФСИН России по КЧР от "дата" N ... -лс в вышеназванный приказ N ... -лс внесены изменения в части оснований увольнения, достижение предельного возраста заменено на увольнение по болезни (п."ж").
Истцу "дата" установлена инвалидность "данные изъяты" вследствие военной травмы.
Заключением военно-врачебной комиссии N1 ФКУЗ МСЧ N 7 ФСИН России N ... от "дата" на основании протокола ЦВВК ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России N ... от "дата" заключение N ... от "дата" отменено и установлен диагноз: "данные изъяты" - Общее заболевание (в категории годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Таким образом, при последнем освидетельствовании был изменен окончательный диагноз заболеваний, исключено такое заболевание как дисциркуляторная энцефалопатия, понижена степень гипертонической болезни и гидроцефалии, изменена категория годности к прохождению службы.
Согласно выводам судебной военно-врачебной экспертизы N ... от "дата", проведенной ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО", "данные изъяты" В соответствии с заключением данной экспертизы между "данные изъяты" травмой, полученной Айбазовым С.Х. "дата" и заболеваниями, по которым Айбазову С.Х. установлена инвалидность, имеется прямая причинная связь. Категория годности к военной службе на момент увольнения истца - "В" - ограниченно годен к военной службе. Не годен к службе в должности "данные изъяты".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", ссылаясь на заключение судебной военно-врачебной экспертизы ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" N ... от "дата", пришли к выводу о необоснованности заключения военно-врачебной комиссии N1 ФКУЗ МСЧ N7 ФСИН России N ... от "дата", поскольку выводы в данном заключении не соответствуют результатам судебной военно-врачебной экспертизы и медицинским документам, представленным в материалы дела.
Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы предусмотрен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.
В п.1 Положения поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение.
Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах уголовно-исполнительной системы, в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к службе (п.1 Положения).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п.2 Положения для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование (далее - обследование) и лечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
На военно-врачебные комиссии возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования (подп. "а" п.3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п.5 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абз.1 п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абз.5 п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Так, Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со ст.61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абз.1 п.3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (п.4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
При этом согласно абз.2 п.3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (п.7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Из приведенных нормативных положений следует, что в случае несогласия гражданина с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности его к военной службе (приравненной службе), в том числе к службе в органах уголовно-исполнительной системы, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.
Между тем, в нарушение приведенных нормативных положений судами не учтено, что ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО", в котором был освидетельствован Айбазов С.Х., как видно из материалов дела, не имеет права на осуществление военно-врачебной экспертизы ввиду отсутствия у данной организации медицинской лицензии на производство военно-врачебной экспертизы. Следовательно, ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" не имело полномочий на проведение военно-врачебной экспертизы для определения годности Айбазова С.Х. к прохождению службы в органах уголовно-исполнительной системы. Однако судами выводы экспертизы, проведенной указанной организацией, приняты в качестве доказательства необоснованности выводов, изложенных в заключении военно-врачебной комиссии N1 ФКУЗ МСЧ N7 ФСИН России N ... от "дата".
Более того, суд первой инстанции, разрешая спор, обязал ФКУЗ МСЧ N7 ФСИН России вынести новое заключение с учетом заключения судебной военно-врачебной экспертизы ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" N ... от "дата".
Поскольку установление причинной связи заболеваний и полученной травмы сотрудником органов уголовно-исполнительной системы возложено нормативными актами на военно-врачебные комиссии, указанные выводы суда являются неправомерными и нарушающими нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
К компетенции судебных органов разрешение данных вопросов не отнесено.
При обжаловании гражданином заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не квалифицируя самостоятельно заболевания гражданина.
Исходя из приведенных обстоятельств, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Черкесского городского суда КЧР от 14 апреля 2016г и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 06 июля 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в ином составе суда.
Председательствующий подпись Р.З. Семенов
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.