Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Любобратцевой Н.И.
судей:
Хмарук Н.С.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Гаран О.А.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи Гоцкалюка В.Д., гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна", третье лицо - ФИО9, о взыскании материального ущерба,
по апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 05 августа 2016 года, -
установила:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна", третье лицо - ФИО10, о взыскании материального ущерба в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым ООО "Фортуна" на предмет соблюдения природоохранного законодательства выявлен факт незаконной добычи ответчиком в период с июня 2012 года по 14 октября 2014 года полезного ископаемого - пильного известняка объемом "данные изъяты" куб. метров на участках недр, общей площадью "данные изъяты" га, расположенных с западной стороны за пределами лицензионной площади участка N месторождения "Барановское-1", определенной специальным разрешением (лицензией) N от ДД.ММ.ГГГГ. В результате разработки карьера ответчиком причинен вред окружающей среде в размере "данные изъяты" руб. Приговором Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2015 года директор ООО "Фортуна" ФИО6 привлечен к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных пунктом "б" части 2 статьи 171, частью 1 статьи 201, статьёй 255 Уголовного кодекса РФ. Указанными действиями руководителя предприятия государству причинен материальный ущерб, который представитель истца просит суд взыскать с ответчика.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 05 августа 2016 года в удовлетворении иска Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым отказано.
В апелляционной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих существенное значения для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55. 59 - 61. 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая решение об отказе в иске суд первой инстанции исходил из того, что приговором суда установлена исключительно вина ФИО6 в нарушении правил охраны недр при эксплуатации горнодобывающего предприятия, доказательств относительно вины ответчика - ООО "Фортуна" - в причинении ущерба представлено не было.
Таки образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО "Фортуна" обязанности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, что в свою очередь является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Однако с таким выводом суда первой инстанции не может согласится судебная коллегия.
Из материалов дела следует, что приговором Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2015 года ФИО6 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "б" части 2 статьи 171, частью 1 статьи 201, статьёй 255 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев без штрафа условно с испытательным сроком - 2 года. В соответствии с пунктом 9 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года N 6567-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ФИО6 от наказания, назначенного приговором Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2015 года, освобожден.
Приговор вступил в законную силу 23 мая 2015 года (л.д.31-35).
Из данного приговора усматривается, что ФИО6, являлся директором ООО "Фортуна". Основным предметом деятельности ООО "Фортуна", согласно Устава, является разработка ракушечных карьеров, добыча и реализация пильного известняка, что в соответствии с Горным законом Украины от 06 октября 1999 года N 1127-XIV, относится к деятельности горнодобывающего предприятия.
Для осуществления вышеуказанной деятельности ООО "Фортуна" получено специальное разрешение (лицензия) на пользование недрами N, выданное ДД.ММ.ГГГГ Государственной службой геологии и недр Украины, в соответствии с которым ООО "Фортуна" предоставлен в пользование участок недр в границах месторождения "данные изъяты" находящегося в 3,5 км. севёро-западней "адрес" в "адрес" Республики Крым со следующими географическими координатами: "адрес"
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" недра являются одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно чч.1, 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами отдельных видов деятельности. Данные нормы законодательства также распространяются на отношения по использованию недр с учетом норм п. 6 ст. 24 Закона N99-ФЗ от 04 мая 2011 года и ст. 11 Закона N 2395-1 от 21 февраля 1992 года.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", ст. 18 Закона Республики Крым от 07 августа 2014 года N 45-ЗРК "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно нормам ст.7 Закона РФ "О недрах", ст. 19 Закона Республики Крым "О недрах", в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Нормами ст. 12 Закона РФ "О недрах" установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования в т.ч. условия, связанные стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Согласно требований ст. 42 Закона Республики Крым от 07 августа 2014 года N 45-ЗРК "О недрах" промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых осуществляется добывающими предприятиями при наличии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, утвержденных в установленном порядке технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых, лицензий на производство специализированных видов работ на условиях заключенных лицензионных соглашений. Добыча полезных ископаемых без утвержденных в установленном порядке технических проектов запрещаются.
В соответствии со ст. 3 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 06 июня 2003 года N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Согласно Приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом.
Согласно ст. 23 Закона РФ "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр, является недопущение самовольного пользования недрами.
Аналогичные требования по использованию и охране недр, в т.ч. по лицензированию данной деятельности, осуществлению недропользования в границах, определенных лицензией и актом о предоставлении горного отвода содержались в законодательстве Украины.
В соответствии со ст. 19 Кодекса Украины "О недрах" от 27 июля 1994 года N 132/94-ВР недра предоставляются в пользование предприятием, учреждениям, организациям и гражданам только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода.
Согласно ст. 17 Кодекса Украины "О недрах" горным отводом является часть недр, предоставленная пользователям для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых. Пользование недрами за пределами горного отвода запрещается.
Нормами статьи 56 Кодекса Украины "О недрах" от 27 июля 1994 года N 132/94-ВР установлено, что одним из основных требований в области охраны недр является недопущение самовольного пользования недрами.
В ходе проведения проверки предприятия, прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении ФИО6 директора ООО "Фортуна".
Приговором Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2015 года, установлено, что ФИО6 будучи директором ООО "Фортуна" в нарушение требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах выполняя управленческие функции в коммерческой организации и используя их вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, в период с июня 2012 года по 14 октября 2014 года осуществил предпринимательскую деятельность без получения лицензии когда такая лицензия обязательна, нарушил правила охраны и использования недр при эксплуатации горнодобывающего предприятия в результате чего причинил крупный ущерб государству на общую сумму "данные изъяты" рубля, выразившийся в виде истощения подземных ресурсов в результате утраты запасов полезных ископаемых объемом "данные изъяты" куб. метров общей стоимостью "данные изъяты" рубля, а также возникновения расходов, связанных с ликвидацией последствий вреда на сумму "данные изъяты" рублей.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ "О недрах", ст. 54 Закона Республики Крым "О недрах" лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно Положению о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года N 136 (с изменениями и дополнениями) Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, отраслевое и межотраслевое управление в сфере экологии и природопользования, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам местного значения, их предоставление в пользование отнесено к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Минприроды России от 08 декабря 2014 года N34-р, Совета министров Республики Крым N1300-р "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Крым" известняки отнесены к общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно Постановлению Государственного совета Республики Крым от 09 июля 2014 года "О некоторых вопросах защиты интересов Республики Крым" ущерб, причиненный государственным интересам (Государству Украины) деяниями, совершенными до 18 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым, считаются ущербом, причиненным Республики Крым, считаются ущербом причиненным Республике Крым, являющейся в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" субъектом Российской Федерации.
В силу положений ст. 4 Закона РФ "О недрах", ст. 7 Закона Республики Крым "О недрах" и п. 3.16. Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 года N 136 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2014 года N 455 республиканским органом управления государственным фондом недр на территории Республики Крым является Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, которое регулирует предоставление права пользования участками недр местного значения, осуществляет региональный государственный надзора за рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, имеет право заявлять иски о возмещении указанного вреда (ущерба).
В соответствии с требованиями ст. 1068 ГК РФ, если вред причинен работником юридического лица при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта), то ответственность за его возмещение возлагается на это юридическое лицо.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
В соответствии с нормами действующего законодательства, ООО "Фортуна" обязана возместить ущерб, причиненный государству, директором ФИО6, который в свою очередь, согласно приговора Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2015 года, составляет "данные изъяты" рублей.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены принятого судом первой инстанции решения и принятии нового решения, которым иск следует удовлетворить.
Также с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 05 августа 2016 года - отменить, принять по делу новое решение, которым иск Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ОГРН N, ИНН N, КПП N), юридический адрес "адрес" в пользу государства "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей "данные изъяты" копейки, которые перечислить на расчетный счет N в отделение Республика Крым, г. Симферополь, ИНН N, БИК N, КПП N(код дохода: "Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации" - N).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ОГРН N, ИНН N, КПП N), юридический адрес "адрес" в доход государства государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи Хмарук Н.С.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.