Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Корсаковой Ю.М.
судей Шестаковой Н.В. и Хмарук Н.С.
при секретаре Калиниченко В.С.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым, третьи лица Отдел образования молодежи и спорта администрации Черноморского района Республики Крым, Государственное унитарное предприятие "Черноморнефтегаз", о назначении досрочной пенсии по старости, о признании решения неправомерным, об обязании засчитать в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 13 октября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым, третьи лица отдел образования молодежи и спорта администрации Черноморского района Республики Крым, Государственное унитарное предприятие "Черноморнефтегаз", о назначении досрочной пенсии по старости, о признании решения неправомерным, об обязании засчитать в специальный стаж периоды работы и назначить пенсию.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности районного логопеда логопункта при Новосельской средней школе "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности логопеда при Черноморской средней школе N "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности логопеда-специалиста детского сада N " N".
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: признать неправомерным решение Государственного
2
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым N 12 от 21.03.2016 года об отказе в назначении пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии); обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 26 августа 1985 года по 25 декабря 1987 года в должности районного логопеда логопункта при Новосельской средней школе Черноморского района, с 25 декабря 1987 года по 1 сентября 1994 года в должности логопеда при Черноморской средней школе N 2 Черноморского района; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым назначить с 21.12.2015 года, со дня первого обращения, Хмара Наталье Николаевне досрочную пенсию по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с учетом периода работы и заработной платы с 26 августа 1985 года по 25 декабря 1987 года в должности районного логопеда логопункта при Новосельской средней школе Черноморского района; с 25 декабря 1987 года по 1 сентября 1994 года в должности логопеда при Черноморской средней школе N 2 Черноморского района; в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения иска с принятием нового решения об отказе в иске, ссылаясь на то, что при принятии оспариваемого решения не были учтены требования п. 19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части наличия педагогического стажа не менее 25 лет при одновременно двух условиях: работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях.
В заседание суда апелляционной инстанции явился истец.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истец оспаривал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
3
Выслушав истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая гражданско-правовой спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым N 12 от 21.03.2016 года об отказе во включении в педагогический стаж периодов работы с 26 августа 1985 года по 25 декабря 1987 года в должности районного логопеда логопункта при Новосельской средней Черноморского района, с 25 декабря 1987 года по 1 сентября 1994 года в должности логопеда при Черноморской средней школе N 2 Черноморского района, а также об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является неправомерным; в остальной части иск необоснован, так как не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие период работы с 09.10.1995 года по 4.05.1998 года в должности логопеда-специалиста детского сада N 5 "Светлячок".
Выводы суда соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
4
Как установлено судом первой инстанции, согласно записям в трудовой книжке истец с с 26 августа 1985 года по 25 декабря 1987 года работала в должности районного логопеда логопункта при Новосельской средней школе Черноморского района; с 25 декабря 1987 года по 1 сентября 1994 года работала в должности логопеда при Черноморской средней школе N 2 Черноморского района; уволена 01.09.1994 года в связи с переводом в Оленевский детский сад на должность логопеда; 02.09.1994 года принята в колхоз "Маяк" в детский сад на должность логопеда.
Актом документальной проверки N 16 от 22.08.2016 года установлено, что работа ФИО1 N районным логопедом в логопедическом пункте при Новосельской средней школе с 26.08.1985 года по 25.12.1987 года подтверждается приказом о приеме на работу от 26.08.1985 года N 240, приказом о переводе от 25.12.1987 года N 216-к, справкой отдела образования молодежи и спорта администрации Черноморского района Республики Крым N 1765\01-07 от 25.08.2016 года и копиями карточек-справок за спорные периоды работы с 1985 года по 1987 год.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым N 12 от 21.03.2016 года истцу отказано во включении в педагогический стаж вышеуказанных периодов работы и в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью педагогического стажа.
Период работы с 26.08.1985 года по 01.09.1994 года не зачтен в педагогический стаж, в связи с тем, что в соответствующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не указано учреждение, в котором работал истец.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как установлено ст.23 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на
5
получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, праве на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу ст.8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункту "м" пункта 1 данного Постановления при определении права на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
6
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В силу п. 3 названного постановления Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N463 от 6 сентября 1991 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, - включена в п.1 должность - логопед, п. 1.1 учреждение - школы всех наименований.
Кроме того, Положением о логопедических пунктах системы образования, принятым на основании Приказа Министерства образования Украины от 13.05.1993 года N135, было предусмотрено, что для учителей-
7
логопедов логопедических пунктов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей специальных школ - интернатов для детей с недостатками физического или умственного развития.
Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, доводы и возражения сторон, представленные доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для признания за истицей права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 13 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.