Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Воробьевой С.А.
судей
Хожаиновой О.В.
Агина В.В.
при секретаре
Кочетковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 января 2016 года по делу N 2а-142/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным отказа в государственной регистрации, понуждении к определенным действиям.
Заслушав доклад судьи Хожаиновой О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО5, судебная коллегия
установила:
Курсеитова Р.Г. обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 05.08.2015 года N об отказе в государственной регистрации права собственности на лит. "1Б", общей площадью 55,7 кв.м., жилой площадью 27 кв.м., по адресу: "адрес"; обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за административным истцом право собственности на вышеуказанный объект недвижимости и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Требования мотивированы тем, что на основании договора мены от 06.07.2004 года истец является собственником 2/100 долей домовладения N 55 по "адрес" в "адрес". В ее конкретном пользовании находится литер "А" "адрес" помещениями N 6 - жилая комната, площадью 14,5 кв.м., и сарай литер "Щ". В соответствии с решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета ей разрешена реконструкция сарая, литер " N" под жилой дом в два этажа без увеличения площади, с согласия всех совладельцев домовладения, заверенного КП "Жилищник-1", на основании чего в 2005 году КП "Евпаторияпроект" изготовлен проект реконструкции сарая, литер "Щ", и были получены заключение СЭС от 15.11.2005 г., экспертное заключение Евпаторийского городского управления ГУ МЧС Украины в АР Крым от 28.12.2005г., заключение Управления архитектуры и градостроительства от 17.03.2010 года. Управлением архитектуры и градостроительства, СЭС г. Евпатории, Евпаторийским городским управлением ГУ МЧС Украины в АР Крым утвержден акт о готовности объекта к эксплуатации. 06.03.2010 г. Инспекцией ГАСК в АР Крым был выдан сертификат N N о соответствии законченного строительством объекта реконструкции - сарая, литер " N", под жилой дом- двухэтажный жилой дом, литер " N", общей площадью 55, 7 кв.м., жилой площадью 27 кв.м, по адресу: "адрес". Согласно действующего законодательства Украины на момент ввода в эксплуатацию реконструированного объекта, наличие оформленного земельного участка не требовалось. На основании полученного сертификата административным истцом указанный жилой дом в соответствии с действующим законодательством Украины не зарегистрирован. Обременения объекта недвижимости отсутствуют. 08.04.2015 г. ею получен кадастровый паспорт на жилой дом, после получения которого она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом. Сообщением от 05.08.2015 г. N ответчик по административному иску отказал ей в регистрации права собственности на объект недвижимости. Отказ мотивирован тем, что предоставленный договор мены от 06.07.2004г. объект недвижимого имущества, литер "1Б", на которое заявлено право регистрации, не входит в перечень объектов, право на которое возникло на основании вышеуказанного договора; предоставленный сертификат соответствия N N является одним из документов, оснований при регистрации права на который требуется подача дополнительных документов, подтверждающих возможность возникновения права собственности на заявленный объект; литер "1Б" является новым объектом, который на основании сертификата соответствия N введен в эксплуатацию. Считает данное сообщение необоснованным, нарушающим ее права.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 января 2016 года исковые требования Курсеитовой Р.Г. удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Курсеитовой Р.Г. Считают, что решение постановленос нарушением норм материального и процессуального права, неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО6 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный истец Курсеитова Р.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 5 ст. 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно Положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164 (далее - Положение N 164), является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции, в частности, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель.
Пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ закреплена компетенция федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, в частности проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Порядок государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу документов и установить наличие или отсутствие оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены статье 20 Закона N 122-ФЗ о регистрации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при проведении государственной регистрации двухэтажного жилого дома, общей площадью 55,7 кв.м., жилой площадью 27 кв.м., литер " N", кадастровый номер объекта N, номер кадастрового квартала N, расположенного по адресу: Россия, "адрес", было нарушено право административного истца Курсеитовой Р.Г. на регистрацию за ней права собственности на вышеуказанный объект.
Между тем с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что Курсеитовой Р.Г. в 2005 году в установленном порядке было получено разрешение на реконструкцию сарая, литер " N", в двухэтажный жилой дом без увеличения площади застройки согласно техническому заключению N на землях коммунальной собственности (л.д. 15).
06 мая 2010 г. Инспекцией ГАСК в АР Крым административному истцу выдан сертификат N N о соответствии законченного строительством объекта, реконструкция сарая литер " N" под жилой дом - двухэтажный жилой дом литер " N", общей площадью 55, 7 кв.м., жилой площадью 27 кв.м., по адресу: "адрес" (л.д. 6).
Вышеуказанный объект недвижимого имущества находится на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности городского округа Евпатория Республики Крым.
Согласно договора мены от 06.07.2004 года серии N, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО7, реестровый N, Курсеитова Р.Г. приобрела 2/100 долей домовладения N по "адрес" в "адрес". Согласно п. 4 условий договора мены в собственность Курсеитовой Р.Г. перешли 2/100 доли домовладения под N по "адрес" в "адрес" с конкретным пользованием в литере " N" "адрес" помещениями N- жилая комната, площадью 14,5 кв.м., сарай литер " N".
Право собственности на 2/100 домовладения на праве общей долевой собственности зарегистрировано за Курсеитовой Р.Г. 05.08.2004 года БТИ г.Евпатории с записью N в книге 99, что подтверждено извлечением о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 05.08.2004г. N.
Письмом филиала ГУП Республики Крым "Крым БТИ" в городе Евпатории от 28.07.2015г. N государственный регистратор Евпаторийского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 уведомлен о том, что, исходя их архивных данных материалов инвентарного дела, право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 31.12.2012 года зарегистрировано за Курсеитовой Р.Г. - 2/100 доли на основании договора мены, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского нотариального округа ФИО7 06.07.2004 г. по реестру N. Исходя из материалов инвентарного дела, документы, подтверждающие наложение на вышеуказанный объект ареста, запрещения, иного обременения, в адрес филиала ГУП Республики Крым "Крым БТИ" в городе Евпатории не направлялись.
Из расписки в получении документов от 11.09.2015 года следует, что правообладатель Курсеитова Р.Г. 10.07.2015 года подала заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации за ней права собственности на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером объекта N, расположенный по адресу: Россия, "адрес", площадью 55,7 кв.м., с правом общей долевой собственности 2/100, с предоставлением документов: заявления о государственной регистрации прав от 10.07.2015г.; кадастрового паспорта здания N от 08.04.2015г.; договора мены от 06.07.2010г., извлечения о регистрации права собственности от 05.08.2004 г.
Согласно расписки в получении документов от 21.08.2015года следует, что правообладатель Курсеитова Р.Г. 05.08.2015 года представила в государственный комитет по "государственной регистрации и кадастру Республики Крым справку БТИ N от 28.07.2015года, о чем 05.08.2015 года внесена запись в книгу учета входящих документов за N.
Кадастровым паспортом (л.д. 47) подтверждена постановка объекта недвижимости - 2-х этажного жилого дома, общей площадью 55,7 кв.м., по адресу: "адрес", на кадастровый учет 08.04.2015 г., кадастровый N, номер кадастрового квартала 90:18:010111.
Согласно решению Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 28.01.2005 года N 55/7 "О разрешении Р.Г. Курсеитовой, проживающей по "адрес", реконструкции сарая литер " N" под жилой дом в 2 этажа без увеличения площади застройки", Курсеитовой Р.Г. дано разрешение на соответствующую реконструкцию сарая литер " N" по адресу: "адрес". Данным решением заказчика обязали разработать проектную документацию, согласовать и утвердить ее в установленном порядке; получить в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на производство работ; по окончании работ предъявить объект государственной технической комиссии.
Курсеитовой Р.Г. также были получены Заключение СЭС N от 15.11.2005 г.; экспертное заключение Евпаторийского городского управления ГУ МЧС Украины в АР Крым от 28.12.2005г.; заключение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 17.03.2010 года; акт готовности объекта к эксплуатации; согласие совладельцев домовладения N по "адрес" в "адрес" с указанием долей собственности, номеров квартир собственников, удостоверенное КП "Жилищник-1".
Сертификатом соответствия Инспекции ГАСК в АР Крым от 06.05.2005 года N N подтверждено соответствие законченного строительством объекта: реконструкция сарая литер " N" под жилой дом- двухэтажный жилой дом, литер "1Б", общей площадью 55, 7 кв.м., жилой площадью 27 кв.м, по адресу: "адрес". Сертификат выдан на основании акта готовности объекта к эксплуатации от 03.05.2010 года (л.д. 6).
Сообщением государственного регистратора от 05.08.2015 г. N Курсеитовой Р.Г. отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество - литер " N", на которое Курсеитовой Р.Г. заявлено право регистрации (л.д. 5). При проведении правовой экспертизы установлено, что заявителем не предоставлены для государственной регистрации права документы, необходимые в соответствии с требованиями Федерального закона от 21июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностного лица, органа.
В силу статьи 17 Федерального закона от 21июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав могут служить договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст.25.3 Федерального закона от 21июля 1997 года N 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Курсеитовой Р.Г. какие-либо правоустанавливающие документы, подтверждающие законность владения земельным участком, на котором расположен заявленный ею объект недвижимости, представлены не были.
Кроме того, в техническом паспорте на жилой "адрес" (л.д. 8-12) имеется отметка о наличии самовольных построек, в том числе, жилой дом, литер " N".
Статьей 219 ГК РФ определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 334 Гражданского кодекса Украины, право на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает со дня такой регистрации в соответствии с законом.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К объектам недвижимого имущества, подлежащих государственной регистрации, относятся, среди прочего, жилые дома (домовладения) расположены на земельном участке, под отдельным порядковым номером по улице, площади, переулке.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) при проведении государственной регистрации осуществляются правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с названным Законом.
Указанные законоположения судом первой инстанции не учтены, вследствие чего неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана ненадлежащая правовая оценка, и необоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления. Удовлетворив требования административного иска, суд первой инстанции фактически разрешилбез наличия достаточных правовых оснований вопрос о приобретении истцом права частной собственности на объект недвижимого имущества в целом, не прекращая зарегистрированное право общей долевой собственности, а также изменил статус нежилого помещения.
Судебная коллегия, учитывая установленные выше обстоятельства и изложенные нормы материального права, приходит к выводу об обоснованности отказа государственного регистратора в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимого имущества, поскольку административным истцом не были представлены все необходимые в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21июля 1997 года N 122-ФЗ документы. Принимая во внимание, что ранее не была проведена государственная регистрация реконструированного объекта, административный истец мог избрать другой способ защиты своих интересов.
Ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, в соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ постановленное судом решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 января 2016 года по делу N 2а-142/2016 - отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: С.А. Воробьева
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.