Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Васильевой С.Д., Гимадеевой О.Л., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании 26 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе Зинченко А.П. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11 октября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Зинченко А.П. к УФСИН по РБ, ФКУ "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России" об обязании выдать государственный жилищный сертификат, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав Зинченко и его представителя Асташова А.В., представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Бурятия Плюснину Р.Н., ознакомившись с делом, коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зинченко обратился в суд с иском к УФСИН по Республике Бурятия, ФКУ "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России" о понуждении в выдаче государственного жилищного сертификата.
Иск Зинченко мотивирован тем, что истец, являясь участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе", будучи уволенным из органов уголовно-исполнительной системы ... по п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья) ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, до настоящего времени жилищным сертификатом обеспечен.
Как следует из искового заявления, истец полагает, что его очередь на получение сертификата прошла, так как он был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий 25.10.2004 г., при включении в сводный список участников подпрограммы на 2015г. в ФКУ ЛИУ N5 УФСИН России по Республике Бурятия истец значился под N 4, из ответа УФСИН по Республике Бурятия от 19.06.2015г. следует, что истец включен в сводный список участников подпрограммы на 2015г. по УФСИН по Республике Бурятия под N 17, в список на 2016г. под N 16; очередь Зинченко по каким-то причинам отодвигается, исходя из количества выделенных сертификатов, очередь истца должна быть 13; ФКУ "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России" игнорирует заявления и обращения истца, ответы УФСИН России по Республике Бурятия непоследовательны, что вызывает сомнения в соблюдении очередности и во включении Зинченко в сводный список граждан.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России.
В судебном заседании Зинченко, его представитель Асташов А.В. иск поддержали в полном объеме.
Представители ФСИН России, УФСИН России по Республике Бурятия Плюснина Р.Н., Попова С.Г., Бизюкина Л.Е. с иском не согласились, пояснили, что истец состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.10.2004г. Решением ЖБК ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по РБ от 30.07.2013г. Зинченко включен в состав участников подпрограммы на 2015г. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Очередь Зинченко в сводном списке граждан-участников подпрограммы может ежегодно меняться в связи с добавлением новых участников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее истца.
Первоочередным правом на получение жилищного сертификата истец не обладает, всего за период с 2015 по 2016 гг. в рамках Программы УФСИН по Республике Бурятия выдано 4 сертификата.
Представитель ФКУ "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения ФСИН России" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать, полагал, что Центр не является надлежащим ответчиком по делу.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Зинченко просит его отменить, ссылаясь на то, что предоставленные представителем ответчика Плюсниной копии сводных списков граждан-участников программы на 2015 г. и 2016 г. не соответствуют требованиям п. 15 Приказа ФСИН России от 16 мая 2012 г. N 267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", так как не прошиты и не скреплены печатью и не могут быть признаны надлежащим доказательством; составление списков с нарушениями позволяет ответчику бесконтрольно, по своему усмотрению менять очередность, включать в него граждан, не подавших заявление о выделении государственного жилищного сертификата, что может подтвердить бывший сотрудник УФСИН России по Республике Бурятия Ф., который значится в списке, хотя по его утверждению, заявления на включение в число участников подпрограммы он не подавал.
В подтверждение своих доводов Зинченко также указывает на то, что в списке на 2016г. его очередь уже N 17, в дате его увольнения в Списках допущена опечатка.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее, Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
В соответствии с п. 26 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Аналогичные положения содержатся в Приказе ФСИН России от 16.05.2012 N 267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе".
В соответствии с п. 13 Приказа ФСИН России от 16.05.2012 N 267, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам по каждой категории граждан.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Из приведенных норм следует, что сводный список на каждый год формируется из числа граждан поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в той же хронологической последовательности, в какой такие граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся.
Как следует из материалов дела, Зинченко состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 25.10.2004 года, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия от 30.07.2013 г. на основании заявления истца от 24.07.2013г. включен под N 17 в список на 2015г. участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы".
В Сводном списке граждан- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы", сформированном на 2016 г., N очереди истца был указан как 17, а в Списке на 2017г. Зинченко значится под N 20.
Из указанных Списков, имеющихся в деле, усматривается, что номер очереди истца изменился в связи с включением в Списки граждан, подавших заявление на участие в подпрограмме после включения Зинченко в число участников подпрограммы, но принятых на учет по улучшению жилищных условий ранее истца, а также в связи с восстановлением в очереди на основании решения суда Н.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно сослался на отсутствие доказательств того, что сертификат не был выдан истцу в результате незаконных действий ответчиков.
Кроме того, коллегия полагает, что требование Зинченко о выдаче жилищного сертификата при том, что его очередь на получение сертификата не подошла, не основано на законе.
Доводы истца о том, что его очередь прошла, не подтверждены доказательствами, сомнения Зинченко в соблюдении порядка очередности, в правомерности включения граждан, значащихся в Списках, в число участников подпрограммы, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не являются подтверждением права Зинченко на получение жилищного сертификата в настоящий момент.
Обоснованность включения в Список участников подпрограммы Федотова, а также иных лиц, без заявления требования об оспаривании очередности, не являются обстоятельствами, подлежащими выяснению в настоящем деле.
Ссылка жалобы на то, что сводные списки не соответствуют требованиям п. 15 Приказа ФСИН России от 16 мая 2012 г. N 267 и не могут служить доказательством доводов, на которые ссылается ответчик, не является основанием для отмены решения, поскольку при недоказанности исковых требований, даже в отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих доводы ответчика, иск удовлетворению не подлежит, так как недоказанность доводов ответчика не подтверждает и не может подтвердить обоснованности ничем не недоказанных доводов истца о незаконности действий ответчиков, вследствие которых Зинченко не выдан сертификат.
Учитывая изложенное, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.