Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сухарева С.Н. на постановление главного государственного инспектора г. Орска по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 1 июля 2016 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2016 года, вынесенные в отношении главы г. Орска Сухарева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Орска по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 1 июля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2016 года, глава г. Орска Сухарев С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Сухарев С.Н. просит указанные постановление должностного лица административного органа, решение судьи районного суда отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
В возражениях на жалобу заместитель начальника ОНДиПР по г. Орску и г. Новотроицку Главного управления МЧС России по Оренбургской области Шелепа С.В. просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений на нее, заслушав мнение представителя Главного управления МЧС России по Оренбургской области по доверенности Дёмина А.В., возражающего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.
Из материалов дела усматривается, что в период с 12 мая 2016 года по 30 мая 2016 года должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации NАХ-П4-471 от 2 февраля 2016 года на основании распоряжения государственного инспектора г. Орска по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области N 129 от 25 апреля 2016 года в отношении Муниципального образования "город Орск" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах данного муниципального образования (села Крыловка, Урпия, Ора, Ударник, Тукай, поселок Мирный).
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре, обеспечения наружным противопожарным водоснабжением, содержания территорий населенных пунктов, которые зафиксированы в акте проверки N от 30 мая 2016 года.
7 июня 2016 года главным государственным инспектором г. Орска по пожарному надзору, начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области в отношении главы г. Орска Сухарева С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения главы г. Орска Сухарева С.Н. должностным лицом к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судья районного суда в рамках проверки доводов жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях пришел к выводу об обоснованности привлечения главы г. Орска Сухарева С.Н. к административной ответственности.
Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица от 1 июля 2016 года и решение судьи районного суда от 29 сентября 2016 года нельзя признать законными.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что указанные выше протокол об административном правонарушении составлен, постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие главы г. Орска Сухарева С.Н. При этом определения должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены по адресу администрации г. Орска, которые получены не Сухаревым С.Н., а иным лицом.
По месту жительства о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении Сухарев С.Н. не извещался.
Сухарев С.Н. извещение его о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении отрицает и указывает, что в период времени получения администрацией названных определений должностного лица, составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела находился соответственно в командировках и отпуске.
Факт нахождения Сухарева С.Н. в отпуске в период с 25 июня 2016 года по 8 июля 2016 года документально подтвержден, что с учетом положений статьи 25.15 КоАП РФ не позволяет признать получение 27 июня 2016 года администрацией г. Орска указанного определения должностного лица о времени и месте рассмотрения дела надлежащим извещением лица, привлекаемого к административной ответственности, о выполнении данного процессуального действия 1 июля 2016 года.
Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден, дело было рассмотрено без участия Сухарева С.Н., а материалы дела не позволяют сделать вывод о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Невыполнение требований КоАП РФ, обеспечивающих создание со стороны административного органа надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло нарушение права Сухарева С.Н. на защиту.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является существенным и повлияло на законность принятого по делу постановления.
Соответствующие доводы приводились Сухаревым С.Н. в жалобе на постановление, поданной в районный суд, однако судьей районного суда они оставлены без должного внимания и оценки в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 1 июля 2016 года, решение судьи районного суда от 29 сентября 2016 года, вынесенные в отношении главы г. Орска Сухарева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для дел данной категории еще не истек.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное, проверить доводы заявителя о ненадлежащем его извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в связи с пребыванием в командировках, после чего вынести законное и обоснованное постановление.
В связи с отменой постановления должностного лица и решения судьи районного суда по указанному основанию, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть рассмотрены должностным лицом при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу Сухарева С.Н. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора г. Орска по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работе по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области N от 1 июля 2016 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2016 года, вынесенные в отношении главы г. Орска Сухарева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности и профилактической работе по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.