Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Султанова Р.А., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Шишко Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2016 года по объединенным искам военного прокурора - войсковая часть 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 68545, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", Министерству обороны Российской Федерации о понуждении проведения специальной оценки условий труда работников.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснение военного прокурора войсковой части 63549 Салий А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
заместитель военного прокурора - войсковая часть 63549, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 68545 (далее ФБУ - войсковая часть 68545, войсковой части 68545), ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее ФКУ "ОСК ЦВО"), указав, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы труда и охраны труда в деятельности войсковой части 68545, в ходе которой установлено, что в войсковой части 68545 не проведена специальная оценка условий труда должностей гражданского персонала. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасные условия труда.
Военный прокурор просил обязать войсковую часть 68545 и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" провести специальную оценку условий труда рабочих мест " ***" (две должности), " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", предусмотренных штатом войсковой части 68545.
Определением суда от 22.04.2016 года указанные гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее МО РФ), в качестве третьего лица - ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" (далее ФБУ "УФО МО РФ по Оренбургской области").
В судебном заседании помощник военного прокурора Ярагин А.В. исковые требования, поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика войсковой части 68545 Костенко Н.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что командир войсковой является работодателем лиц гражданского персонала и как работодатель должен произвести специальную оценку условий труда. Однако данную обязанность невозможно исполнить, так как не определен орган военного управления, ответственный за исполнение расходных обязательств и отсутствует финансирование войсковой части на указанные цели.
Представители ответчиков ФКУ "ОСК ЦВО", МО РФ и ФБУ "УФО МО РФ по Оренбургской области" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2016 года исковые требования военного прокурора - войсковая часть 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены частично. Суд обязал ФБУ - войсковая часть 68545, ФКУ "ОСК ЦВО" в течение *** месяцев со дня вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест " ***" (две должности), " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", предусмотренных штатом войсковой части 68545. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ "ОСК ЦВО" просит решение суда отменить в части возложения обязанности провести специальную оценку условий труда на ФКУ "ОСК ЦВО", принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к ФКУ "ОСК ЦВО".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В том числе, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом по делу установлено, что военной прокуратурой - войсковой части 63549 проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы труда и охраны труда в деятельности войсковой части 68545.
Проверкой установлено, что штатным расписании войсковой части N 68545 предусмотрены должности " ***" (две должности), " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда.
Исследовав представленные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 21, 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии со стороны работодателя, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части 68545, в связи с чем, удовлетворил исковые требования военного прокурора войсковой части 63549.
При этом суд обоснованно исходил из того, что проведение ответчиком оценки условий труда на рабочих местах является обязанностью, а не проведение данной оценке привело либо может привести к нарушению трудовых прав работников, а также неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, а именно в областях регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда.
Соглашаясь с судом первой инстанции по существу принятого решения, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ФКУ "ОСК ЦВО" об отсутствии правовых основания для возложения обязанности по проведению специальной оценки условий труда на Учреждение.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований к ФКУ "ОСК ЦВО", суд исходил из того, что специальная оценка условий труда в войсковой части 68545 не проведена по причине отсутствия финансового обеспечения; обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части N 68545 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "ОСК ЦВО".
Однако указанные выводы не основаны на нормах материального права и обстоятельствах дела.
В соответствии с Общим положением "О федеральном казенном учреждении "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке, в пределах доведенных лимитов бюджетных денежных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения.
Таким образом, распорядителем бюджетных денежных средств ФКУ "ОСК ЦВО" не является.
Как усматривается из материалов дела, и обсуждалось в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, лимитов бюджетных средств на финансирование проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, предусмотренных штатом войсковой части N 68545, до ФКУ "ОСК ЦВО" не доводилось.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии обязанности финансового обеспечения проведения специальной оценки условий труда у ФКУ "ОСК ЦВО", является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации (дата) N "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
При этом ФБУ - войсковая часть N 68545 является юридическим лицом с момента юридической регистрации.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда должностей гражданского персонала, должна быть возложена на ФБУ - войсковую часть N 68545.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что вопросы, касающиеся непосредственно проведения (организационные, финансовые) работодателем такой оценки к предмету рассматриваемого спора не относятся. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ФБУ - войсковая часть N 68545 от возложенной на него законом обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 июня 2016 года в части обязания Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в течение *** месяцев со дня вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест " ***" (две должности), " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", предусмотренных штатом войсковой части 68545 отменить в указанной части принять новое решение которым отказать военному прокурору - войсковая часть 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении требований об обязании Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в течение *** месяцев со дня вступления решения в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест " ***" (две должности), " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", " ***", предусмотренных штатом войсковой части 68545.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.