Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нургалиева А.С. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от (дата) по гражданскому делу по иску Нургалиева А.С. к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" об обязании включить в стаж государственной службы время нахождения на военной службе по призыву в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения Нургалиева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Лапшиной Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Нургалиев А.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период с (дата) по (дата) находился на военной службе по призыву. С (дата) по (дата) служил в органах внутренних дел, выслуга лет составила ***. С учетом положений статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" период военной службы по призыву подлежит включению в стаж государственной службы из расчёта один день военной службы за два дня государственной службы. Просил суд обязать ответчика включить в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с (дата) по (дата) из расчёта один день военной службы за два дня государственной службы.
Истец Нургалиев А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Лапшина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дав пояснения согласно представленному письменному отзыву.
Решением суда исковые требования Нургалиева А.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Нургалиев А.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Нургалиев А.С. в период с (дата) по (дата) проходил военную службу по призыву в воинской части N, что подтверждается военным билетом, выслуга лет составила ***.
С (дата) по (дата) Нургалиев А.С. проходил службу в органах внутренних дел, календарная выслуга составляет ***, выслуга лет на день увольнения с учётом военной службы по призыву составила ***. Данная выслуга лет указана в приказе N от (дата) о расторжении контракта и увольнении сотрудника.
Период прохождения срочной военной службы включен ответчиком в выслугу лет в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно зачтен период с (дата) по (дата) в выслугу лет истца в органах внутренних дел в календарном исчислении, поскольку действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласна, считает его правильным на основании следующего.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении.
Поскольку Нургалиев А.С. в период с (дата) по (дата) проходил военную службу по призыву и пенсия ему назначена на основании статей 1, 2, части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и с учетом положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, то в силу абзаца первого пункта 5 названного постановления данный период военной службы по призыву подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении, в связи с чем суд обоснованно отказал истцу в иске.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не влекут отмены решения суда.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Данной нормой предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно п. 1 ст. 14 названного Федерального закона стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться на основании соответствующего пенсионного закона, то есть в данном случае - Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом названный Закон (ст. 18) делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона.
В свою очередь, в рамках представленных полномочий Правительством Российской Федерации такой порядок утвержден Постановлением от 22.09.1993 г. N 941.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 17.06.2013 г. N 960-О, от 21.03.2013 г. N 421-О, от 25.02.2013 г. N 146-О) п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 признан не противоречащим п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет сотруднику органов внутренних дел или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Законодательство о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, не содержит понятия "стаж государственной службы в органах внутренних дел", пенсия данной категории лиц устанавливается при наличии специального стажа, который поименован "выслугой лет", п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" применяется при расчете общего трудового стажа, в данном случае он применению не подлежит.
В связи с изложенным выше доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Нургалиева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.