Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Федотовой Л.Б.
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием прокурора Стиплина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившемся в не обеспечении жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и обязании администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области провести мероприятия по организации обеспечения жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизированных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, выразившемся в не обеспечении жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и обязании администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области провести мероприятия по организации обеспечения жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизированных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", в срок до (дата), указав, что прокуратурой Александровского района на основании поступившего обращения жителей (адрес) была проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении в администрации муниципального образования "Добринский сельсовет" Александровского района Оренбургской области, по результатам которой выявлены несоответствия санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, поставляемой потребителям в (адрес) Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившемся в не обеспечении жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и обязании администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области провести мероприятия по организации обеспечения жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизированных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", в срок до (дата).
Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года исковые требования прокурора Александровского района к администрации МО Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования, выразившемся в не обеспечении жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и обязал администрацию муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области провести мероприятия по организации обеспечения жителей (адрес) питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизированных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в срок до (дата).
Не согласившись с решением суда, администрация Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на незаконность решения и неправильность применения норм материального права.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стилина И.В., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52 - ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу статьи 18 Федерального закона N 52 - ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Статьей 19 Федерального закона N 52 - ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пункт 1.4. СанПин 2.1.1074-01 устанавливает, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с п.п. 4, 8, 10 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, участие предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов дела следует, прокуратурой Александровского района совместно со специалистами юго-западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на основании поступившего обращения жителей (адрес) проведена проверка законодательства о водоснабжении в администрации муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области. В результате проведенной проверки выявлены несоответствия санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, поставляемой потребителям в (адрес) Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области.
Согласно протоколу лабораторных исследований питьевой воды N от (дата), составленному специалистами филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области в Переволоцком, Александровском, Илекском районах", (дата) отобраны пробы питьевой воды, поставляемой жителям (адрес) Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области.
В соответствии с заключением к указанному протоколу в нарушение п. 2.2, 3.1, 3.4.3, 4.3.1 СанПин 3.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" питьевая вода из скважины (адрес) не отвечает требованиям санитарных правил: ***
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации муниципального образования, выразившееся не обеспечение жителей (адрес) питьевой водой надлежащего качества ведет к нарушению их прав и может явиться причиной создания чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку непринятие мер по улучшению качества питьевой воды ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как правильно указал суд в своем решении, поставка воды надлежащего качества путем установки фильтров очистки воды, в шести домах с. Михайловка, не является мерой по устранению нарушений норм установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.к. в (адрес) проживают жители более шести домов, и организация водоснабжения жителей (адрес) не может быть частичной.
Довод апелляционной жалобы о том, что какого-либо уведомления от государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ в муниципальное образование либо в ООО " ***" не поступало, в связи с чем муниципалитет не может самостоятельно без уведомления вступить в федеральную целевую программу по улучшению качества питьевой воды, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения ввиду следующего.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, факт несоответствия качества питьевой воды в (адрес) Добринского сельсовета санитарно-эпидемиологическим требованиям был известен администрации Добринского сельсовета с (дата), что подтверждает глава администрации в своем письменном отзыве на исковое заявление (л.д. ***).
Отсутствие уведомления Роспотребнадзора не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по созданию комфортных условий жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе, по надлежащему обеспечению качественной питьевой водой.
При отсутствии доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по организации водоснабжения населения муниципального образования, является правомерным и возложение судом на орган местного самоуправления муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области обязанности по организации водоснабжения населения (адрес) питьевой водой.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.