Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 14 декабря 2016 г. по делу N 33а-2139/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей
Гришина С.В. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - ФИО на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 6 октября 2016 г., которым удовлетворены заявленные "данные изъяты" Скибой В.В. требования об оспаривании действий заместителя начальника управления жилищного обеспечения, связанных со снятием истца и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - ФИО в обоснование поданной жалобы, административного истца Скибы В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N Скиба В.В. с членами семьи снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и подпункта "д" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280. В обоснование снятия Скибы В.В. с жилищного учёта должностное лицо указало, что он к моменту принятия на данный учёт в ДД.ММ.ГГГГ. к увольнению не планировался, его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляла "данные изъяты", а поскольку он заключил первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ., то право на состоять в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имел.
Скиба В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение и обязать начальника управления жилищного обеспечения его отменить.
Гарнизонным военным судом заявленные Скибой В.В. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы анализирует нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и делает вывод о том нахождение Скибы В.В. с ДД.ММ.ГГГГ на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является неправомерным. Истец заключил первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежит обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением. Право на получение постоянного жилья у него могло возникнуть лишь по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет либо при увольнении с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при продолжительности военной службы 10 лет и более. Однако суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец этим требованиям законодательства не соответствовал, ввиду чего решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было принято жилищной комиссией войсковой части N в отсутствие предусмотренных законом оснований. Кроме того, преждевременное принятие Скибы В.В. на жилищный учёт необоснованно ставит его в более привилегированное положение по отношению к другим военнослужащим. Представитель также считает, что в ДД.ММ.ГГГГ истец был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения. Перечисленные обстоятельства и послужили поводом для принятия заместителем начальника управления жилищного обеспечения оспариваемого решения. При этом судом проигнорированы доводы ответчика о том, что после возникновения в ДД.ММ.ГГГГ у Скибы В.В. права претендовать на получение жилья по избранному месту жительства он с соответствующим заявлением в управление жилищного обеспечения не обращался и установленным порядком на жилищный учёт не принимался.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт после 1 января 1998 г., на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями и имеют право претендовать на обеспечение постоянным жильём по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более либо при увольнении с военной службы по вышеперечисленным основаниям при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно материалам дела Скибе В.В. в ДД.ММ.ГГГГ было "данные изъяты", и он проходил военную службу "данные изъяты", а в ДД.ММ.ГГГГ года заключил первый контракт о прохождении военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) он с членами семьи ( "данные изъяты") с ДД.ММ.ГГГГ включён в списки очередников на получение жилого помещения. При этом согласно карточке учёта военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Министерстве обороны Российской Федерации, истец с указанной даты поставлен на жилищный учёт как бесквартирный (постоянное).
В последующем при прохождении Скибы В.В. военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в военном комиссариате "адрес" жилищной комиссией военного комиссариата также было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) о признании Скибы В.В. и членов его семьи с ДД.ММ.ГГГГ нуждающимся в получении жилого помещения.
Из изложенного следует, что Скиба В.В. с ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
После передачи жилищных дел из органов КЭЧ районов в жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации это обстоятельство послужило основанием для внесения соответствующих сведений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, согласно сведениям из которого, Скиба В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на жилищном учёте для обеспечения жильём путём предоставления жилищной субсидии. Указание на это, а также на то, что истец снимается с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, а не служебных, имеется и в оспариваемом по данному делу решении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из выданных командиром войсковой части 98540 справок от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая продолжительность военной службы Скибы В.В. составляет "данные изъяты", а в ДД.ММ.ГГГГ он подлежит увольнению с военной службы "данные изъяты".
Следовательно, к моменту принятия заместителем начальника управления жилищного обеспечения решения от ДД.ММ.ГГГГ N истец в силу вышеприведённых положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" имел право претендовать на получение жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Изложенное свидетельствует о том, что у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о снятии истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Доводы автора жалобы в обоснование того, что Скиба В.В. с членами семьи в отсутствие предусмотренных законом оснований был принят на жилищный учёт с ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о неправомерности действий жилищной комиссии войсковой части N, не могут быть приняты во внимание.
Ответчику ещё в 2014 году было известно о том, что общая продолжительность военной службы Скибы В.В. на тот момент составляла менее 20 лет и он не планировался к увольнению, что следует из выписки из решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заключении с истцом договора социального найма на ранее распределённое ему жилое помещение по избранному месту жительства. Однако до 2016 года жилищным органом никаких решений, касающихся снятия истца с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, не принималось, а в настоящее время препятствий для его нахождения на этом учёте из материалов дела не усматривается.
Ошибочное отнесение Скибы В.В. к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГ, не может влиять в настоящее время на жилищные права истца при изложенных выше обстоятельствах.
Не могло служить основанием для снятия Скибы В.В. с жилищного учёта и то обстоятельство, что преждевременное принятие истца на указанный учёт необоснованно ставит его в более привилегированное положение по отношению к другим военнослужащим. При этом должностным лицом не принималось решений, касающихся очерёдности нахождения Скибы В.В. на учёте нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем соответствующий вопрос не являлся предметом рассмотрения по данному делу.
Ссылка в жалобе на то, что Скиба В.В. после возникновения у него права претендовать на получение жилья по избранному месту жительства должен был обратиться в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его на жилищный учёт, является несостоятельной, поскольку он с этого учёта с 2006 года и до принятия оспариваемого решения не снимался.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 6 октября 2016 г. по административному исковому заявлению Скибы В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.