Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе: председательствующего Соскал О.М., судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю., при секретаре Ажи А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению Куулара Б,В. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Тыва" о признании незаконными действий по не направлению на медико-социальную экспертизу, возложении обязанности направить на экспертизу по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Тыва" на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 сентября 2016 года,
установила:
Куулар Б.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Тыва", ссылаясь на то, что с 1 декабря 2011 года он являлся сотрудником полиции ОР ППС УМВД РФ по г. Кызылу, переводился на разные должности по состоянию здоровья. По результатам заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" признан **. Приказом министра внутренних дел N л/с Куулар Б.В. уволен по п. 8 ч.2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ" по состоянию здоровья. 15 апреля 2016 года обратился к ответчику с просьбой направить его на прохождение медико-социальной экспертизы **. 5 мая 2016 года ответчиком дан письменный ответ о том, что его направление на медико-социальную экспертизу считает нецелесообразным, поскольку оценка его заболевания составляет ** %, а критерием для установления ** (в диапазоне от 40-60 %). Указанные действия ответчика считает незаконными, поскольку медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Тыва не является экспертным учреждением, чтобы предопределять невозможность установления **. Просит признать действия по не направлению на медико-социальную экспертизу незаконными, обязать направить на экспертизу для установления **.
Решением суда исковое заявление Куулара Б.В. удовлетворено частично. Судом признан незаконным ответ ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва от 5 мая 2015 года. Суд обязал ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва рассмотреть заявление Куулара Б.В. от 15 апреля 2016 года о направлении его для прохождения медико-социальной экспертизы в соответствии с требованиями законодательства.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва Жданова Л.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суд отменить. Считает, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Для направления на медико-социальную экспертизу действуют Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 года N70, согласно которым, направление сотрудника для определения стойкой утраты трудоспособности осуществляется медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание. Куулар Б.В. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, заболевание им получено в период прохождения службы, **, следовательно, он не обладает правом обслуживания в ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва. Кроме того, ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва не обладает правом направления Куулара Б.В. на медико-социальную экспертизу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" Хайжок И.Н. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истец Куулар Б.В. с апелляционной жалобой не согласился и просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Куулар Б.В. являлся сотрудником полиции ОР ППС УМВД РФ по г. Кызылу.
Приказом министра внутренних дел N л/с с Кууларом Б.В. контракт расторгнут и он уволен со службы по п. 8 ч.2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ" по состоянию здоровья. Основанием увольнения явились заявление Куулара Б.В. и заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" от 24 июня 2015 года N.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" от 24 июня 2015 года N530, Куулар Б.В. признан **.
Куулар Б.В. обратился к начальнику госпиталя ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" с просьбой направить его для прохождения медико-социальной экспертизы, так как в период службы получил ряд заболеваний и уволен по состоянию здоровья, ** получает лечение.
Из ответа ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" от 5 мая 2016 года следует, что направление Куулара Б.В. на медико-социальную экспертизу ответчик считает нецелесообразным, поскольку заболевание истца составляет ** %, а критерием для установления ** (в диапазоне от 40-60 %), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Заявителю рекомендовано обратиться в медицинскую организацию, к которой он прикреплен по территориальному принципу, по месту проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования Куулара Б.В., суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлены достоверные и достаточные доказательства, а также не соблюдена процедура рассмотрения заявления истца о направлении его на медико-социальную экспертизу.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно Уставу ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва", утвержденному Приказом МВД РФ от 31 марта 2014 годаN278, предметом и целями деятельности учреждения являются разработка и осуществление в пределах своей компетенции профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел и членов их семей. Организация и проведение в соответствии с нормативными правовыми актами РФ военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования на территории Республики Тыва ... уволенных со службы в органах внутренних дел и внутренних фойск МВД России (п. 19.7).
Согласно Положению о врачебной комиссии госпиталя МСЧ МВД РФ по Республике Тыва, утвержденного и.о. начальника МСЧ МВД по Республике Тыва 10 февраля 2012 года, врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решения о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе, при наличии у этого гражданина признаков инвалидности (п. 2.1).
В соответствии с ч. 7 ст. 11 ФЗ от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Удовлетворяя требования истца частично, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на обслуживание в ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Тыва" до разрешения вопроса имеется ли у него инвалидность, в том числе на проведение в отношении него военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования, по результатам которой может принять решение о направлении гражданина на медико-социальную экспертную комиссию, а именно после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Согласно п. 19 Правил признания гражданина инвалидом, указано, что в случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Поскольку Куулар Б.В. не был обследован на предмет наличия у него стойкого нарушения функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, вывод суда о необоснованности отказа ответчиком в направлении Куулара Б.В. на медико-социальную экспертизу или в не выдаче справки, на основании которой он имеет право самостоятельно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы, является правильным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, поэтому решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.