Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол А.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Кара-Монгуш В.Д. к Министерству здравоохранения Республики Тыва о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя истца Оюн Д.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 августа 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Кара-Монгуш В.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что после окончания ГБОУ ВПО "Иркутский медицинский университет" и интернатуры по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" с 22 августа 2014 года была принята на работу в ГБУЗ РТ "Тандинская ЦКБ" на должность ** клинико-биохимической лаборатории. Населенный пункт с. Бай-Хаак, где расположена больница, относится к сельским населенным пунктам. В настоящее время она работает в указанной должности и фактически проживает в с. Бай-Хаак. Следовательно, она имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Однако Министерство здравоохранения Республики Тыва отказывается заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Просила признать за ней право на получение указанной выплаты и обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва заключить с нею договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей.
Решением суда исковые требования Кара-Монгуш В.Д. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Оюн Д.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска полностью, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Истец Кара-Монгуш В.Д. имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку она соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Отсутствие финансирования само по себе не может означать фактического лишения медицинских работников, отвечающих требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, права на предоставление указанной компенсационной выплаты. Несвоевременное исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по принятию нормативных правовых актов, предусматривающих выплату единовременной компенсационной выплаты, не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу данной выплаты. Кроме того указывает, что протоколы судебных заседаний не были изготовлены и подписаны в установленные сроки, в связи с чем представитель истца не имел возможности ознакомится с протоколом и подать письменные замечания на протокол.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства здравоохранения Республики Тыва Кажендуев О.А. просит в связи с необоснованностью доводов апелляционной жалобы решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Чамый Д.Л. и представитель истца Оюн Д.Д. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ответчика Кажендуев О.А. просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Представители ТФОМС Республики Тыва Хомушку А.Б. и ГБУЗ РТ "Тандинская ЦКБ" Дагба А.П. просили рассмотреть дело в их отсутствие. От представителей Правительства Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва ходатайства об отложении судебного заседания не поступало. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, истец Кара-Монгуш В.Д. окончила в 2013 года ГБОУ ВПО "Иркутский медицинский университет" по специальности "медико-профилактическое дело".
31 августа 2014 года ГБОУ ВПО "Иркутский медицинский университет" ей выданы диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура) и сертификат специалиста по специальности "Клиническая лабораторная диагностика".
Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 15 августа 2014 года N 60у Кара-Монгуш В.Д. направлена в распоряжение главного врача ГБУЗ РТ "Тандинская центральная кожуунная больница" для работы по специальности.
Приказом главного врача ГБУЗ РТ "Тандинская ЦКБ" от 22 августа 2014 года N 490 Кара-Монгуш В.Д. с 25 августа 2014 года принята на работу ** клинико-биохимической лаборатории, 25 августа 2014 года с ней заключен соответствующий трудовой договор.
23 марта 2016 года, 04 апреля 2016 года истец обращалась в Министерство здравоохранения Республики Тыва с письменными заявлениями о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
19 апреля 2016 года заместителем министра здравоохранения Республики Тыва Монгушом К.К. дан ответ о том, что в связи с отсутствием софинансирования из республиканского бюджета программа "Земский доктор" в 2014 году не реализована. Так как истец прибыла и трудоустроена в 2014 году, она утратила право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ, в 2016 году.
09 июня 2016 года прокуратура Республики Тыва на заявление Кара-Монгуш В.Д. сообщила, что в 2014 году предусмотренная Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ мера социальной поддержки молодых специалистов, прибывших в сельскую местность, в виде единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в республике не предоставлялась в связи с отсутствием финансирования из Федерального фонда ОМС по причине невыполнения Правительством Республики Тыва условий софинансирования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что выделение бюджетных средств для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в сельскую местность, является правом Республики Тыва, а не обязанностью. Принятие нормативно-правового акта Республики Тыва, регулирующего спорные отношения, относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти Республики Тыва. Министерство здравоохранения Республики Тыва в 2014 году органом, уполномоченным на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, не назначалось, в связи с чем требование истца о возложении на него обязанности заключить указанный договор является необоснованным.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению при разрешении данного спора.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (ст. 50, части 12.1 - 12.5 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 названной статьи.
В частности, указанной нормой предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать, помимо прочего, обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, обязывающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в случае соответствия данного медицинского работника критериям, перечисленным в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения. В противном случае указанная обязанность по заключению договора о предоставлении выплаты у уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не возникает.
Изучение материалов дела показывает, что в 2014 году Республика Тыва не воспользовалась своим правом по установлению дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в виде предоставления единовременной компенсационной выплаты посредством принятия соответствующего нормативного правового акта. Правительством Республики Тыва в 2014 году нормативный правовой акт о предоставлении указанной единовременной компенсационной выплаты не принимался, тем самым оно не брало на себя обязательство по софинансированию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Соответственно, Правительством Республики Тыва уполномоченный на заключение договора с медицинским работником орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не определялся, также не определялись порядок заключения договора с медицинским работником о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и порядок предоставления медицинскому работнику указанной выплаты.
Постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2013 N 557 "Об осуществлении в 2013 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт" предусматривало предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования в 2013 году.
Само по себе то обстоятельство, что Министерство здравоохранения Республики Тыва определялось уполномоченным органом государственной власти Республики Тыва по заключению договоров с медицинскими работниками о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2012-2013 годах, а также в 2015 -2016 годах, не является достаточным основанием для возложения на него обязанности по заключению с истцом договора о предоставлении выплаты.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Кара-Монгуш В.Д. о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении на Министерство здравоохранения Республики Тыва обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не имеется.
Суд первой инстанции в решении необоснованно указал на то, что истец получил высшее профессиональное образование в 2013 году.
В письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 08.07.2013 N 5124/80-1/и сказано, что в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в случае наличия у него высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры.
Из материалов дела следует, что диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура) выдан истцу ГБОУ ВПО "Иркутский медицинский университет" 31 августа 2014 года.
Однако, данный ошибочный вывод суда на правильность постановленного решения, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, не повлиял.
Протоколы судебных заседаний от 16 июня 2016 года и от 13 июля 2016 года, об отсутствии которых на момент ознакомления с материалами дела - 29 августа 2016 года указывал представитель истца Оюн Д.Д. (т.2, л.д.193), в материалах дела имеются. После изготовления указанных протоколов судебных заседаний правом на ознакомление с ними истец и его представитель не воспользовались, замечания на протоколы судебных заседаний не подавали, тогда как имели такую возможность, заявив ходатайство о восстановлении срока на подачу замечаний.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.