Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рудь М.Ю.,
судей Рыбиной А.В., Тарасенко И.В.,
по докладу судьи Рудь М.Ю.,
при секретаре Дементеевой М.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора муниципального унитарного предприятия Должанского сельского поселения Ейского района "Должанское" " Ф.И.О. "10 на решение Ейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВЛА:
Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что Ейской межрайонной прокуратурой совместно с Ейским региональным отделом федерального экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, природоохранного законодательства. В ходе данной проверки выявлено, что в результате осуществления уставной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения " ... " "Должанское", нарушает требования действующего природоохранного законодательства и экологические права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; обучить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV; разработать паспорта опасных отходов I-IV классов; получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности; разработать программу производственного экологического контроля; пройти подготовку руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Решением Ейского районного суда от 23 августа 2016 года исковые требования Ейского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе директор муниципального унитарного предприятия Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" " Ф.И.О. "7 просит отменить решение суда, считая его незаконным. В обоснование доводов указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Ейского межрайонного прокурора просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав директора муниципального унитарного предприятия Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" " Ф.И.О. "6, прокурора " Ф.И.О. "5, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции является, в том числе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебной коллегией установлено, что муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" собственного бюджета не имеет, денежные средства на осуществление деятельности предприятия и реализацию программ выделяет администрация Должанского сельского поселения " ... ".
Удовлетворяя требования Ейского межрайонного прокурора, и возлагая на муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства, суд первой инстанции, указанные обстоятельства не и учел и не привлек к участию в деле администрацию Должанского сельского поселения " ... ", что впоследствии затруднит исполнение решения суда, поскольку им затрагиваются права лица, не привлеченного к участию в деле.
Согласно части 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
С учетом допущенных судом нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, решение Ейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2016 года подлежит отмене, а дело - рассмотрению судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением от 29 ноября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла к участию в деле третье лицо администрацию Должанского сельского поселения " ... ".
Рассматривая по существу исковое заявление Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, судебная коллегия считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ейской межрайонной прокуратурой совместно с Ейским региональным отделом федерального экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, природоохранного законодательства.
По результатам данной проверки установлено, что МУП "Должанское", расположенное по адресу: " ... ", оказывает негативное воздействие на окружающую среды, а именно выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (источниками), выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, размещение отходов производства и потребления, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду 3,4 кварталы 2015 года.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации Должанского сельского поселения " ... " от " ... " " ... " основным и единственным учредителем предприятия МУП "Должанское" является Должанское сельское поселение " ... ".
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу частей 1 и 3 статьи 14 указанного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
Согласно части 3 статьи 67 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения, о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля, о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки выявлено, что при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления МУП "Должанское" нарушает требования действующего природоохранного законодательства: осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ; паспортизация отходов предприятием не проведена; учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляется; осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов в отсутствии соответствующей лицензии; программа производственного экологического контроля предприятием не разработана; отсутствуют лица прошедшие профессиональную подготовку в области обращения с отходами 1-4 класса опасности, а так же специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Директор МУП "Должанское" выражает несогласие с результатами прокурорской проверки, утверждает, что предприятие образует отходы только V класса опасности, считает, что факт сбора и накопления предприятием отходов I-IV классов опасности проверкой не доказан.
Судебная коллегия полагает данные доводы ответчика необоснованными, поскольку представленными в материалы дела актом об оказанных услугах от " ... ", расчетами за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2015 года, 2 квартал 2016 года подтверждается факт накопления МУП "Должанское" отходов 4 класса опасности.
Доказательств, что выявленные проверкой нарушения требований действующего законодательства устранены, ответчиком в судебную коллегию не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждается нарушение МУП "Должанское" требований действующего природоохранного законодательства, сведения об и устранении нарушений ответчиком не представлено, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований Ейского межрайонного прокурора.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ейского межрайонного прокурора -удовлетворить.
Обязать администрацию Должанского сельского поселения " ... " осуществить финансирование муниципального унитарного предприятия Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" в объеме необходимом для устранения нарушений природоохранного законодательства, а именно: разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обучения лиц, допущенных к обращению с отходами 1-IV классов опасности; разработки паспорта опасных отходов 1-IУ классов; получения лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности; разработки программы производственного экологического контроля; прохождения подготовки руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения " ... " "Должанское" устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; обучить лиц, допущенных к обращению с отходами 1-IV классов опасности; разработать паспорта опасных отходов 1-IУ классов; получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности; разработать программу производственного экологического контроля; пройти подготовку руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.