Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре " ... "
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Каневского сельского поселения по доверенности Лисничего Н.В. на решение Каневского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Каневского сельского поселения, администрации МО Каневской района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки администрации Каневского сельского поселения Каневского района выявлены нарушения требования законодательства в сфере соблюдения природоохранного и градостроительного законодательства, при обеспечении сохранности зеленных зон общего пользования. Также проведена проверка соответствия графических материалов (карты градостроительного зонирования) правил землепользования и застройки городского поселения (далее по тексту - правила) документам территориального планирования (схема функционального зонирования) генерального плана городского поселения (далее по тексту - генеральный план), по результатам которой установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки не соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Каневского сельского поселения в части установленных им зеленных зон. Так, согласно правилам землепользования и застройки парк культуры и отдыха им. 30-летия Победы расположен в зоне озеленения общего пользования (Р1), а генеральным планом парк отнесен как к зоне озеленения общего пользования, в том числе размещения спортивных объектов, так и к зоне размещения объектов социального, общественно-делового и коммерческого назначения. Таким образом, территориальная зона, установленная правилами землепользования и застройки в отношении части территории парка культуры и отдыха им. 30-летия Победы от ул. Коммунаров до береговой линии р. Средняя Челбаска, не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана. Парк культуры и отдыха им. 300-летия Кубанского казачьего войска (на пересечении ул. Черноморской и ул. Таманской) в правилах находится в зоне озеленения общего пользования (Р1), зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД2), что противоречит зоне озеленения общего пользования, в том числе размещения спортивных объектов определенной генеральным планом. В генеральном плане сквер на пересечении ул. Ленина и ул. Горького расположен в зоне размещения объектов социального, общественно-делового и коммерческого назначения, при этом правилами землепользования и застройки данная территория отнесена к зоне озеленения общего пользования (Р1). Кроме того, территориальные зоны прибрежных территорий, предназначенных для отдыха населения, используемых в рекреационных целях, а именно земельных участков вдоль западного и северного берега р. Средняя Челбаска от благоустроенного участка набережной и пляжа вдоль ул. Коммунаров, от ул. Ленина до пересечения с ул. Черноморской, от ул. Черноморской, вдоль ул. Советской, от ул. Береговая до пересечения с пер. Речной и вдоль ул. Садовая до пересечения с ул. Пушкина, вдоль ул. Передерия, ул. Широкая, ул. Набережная, ул. Заречной до пересечения с ул. Больничной, от ул. Полевой до ул. Длинной, на пересечении ул. Уманская и ул. Горького, утверждены правилами, несмотря на функциональные зоны указанные в схемах функционального зонирования генерального плана Каневского сельского поселения. Кроме того, в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Каневского сельского поселения, не внесены. Непринятие администрацией Каневского сельского поселения Каневского района полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Каневского сельского поселения Каневского района. Обязать администрацию Каневского сельского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение правил землепользования и застройки на территории Каневского сельского поселения в соответствие с требованиями генерального плана Каневского сельского поселения, утверждённого решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района от 27 декабря 2010 года N 80 (в редакции от 28 августа 2015 года N 50). Обязать администрацию Каневского сельского поселения принять меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Каневского сельского поселения Каневского района.
Определением Каневского районного суда от 21 июля 2016 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация МО Каневской район.
Прокурор Каневского района Краснодарского края Кучерова В.В. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования.
Представитель администрации Каневского сельского поселения Каневского района по доверенности Лисничий Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель администрации МО Каневской район по доверенности Слоквенко Б.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, также возражал против их удовлетворения.
Решением Каневского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2016 года частично удовлетворен иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Каневского сельского поселения, администрации МО Каневской района. Суд признал необоснованным бездействие органа местного самоуправления - администрации Каневского сельского поселения Каневского района, выразившееся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Каневского сельского поселения, утвержденных решением Совета Каневского сельского поселения Каневского района от 15 октября 2014 года N 6, в соответствие с требованиями генерального плана Каневского сельского поселения, утверждённого решением совета Каневского сельского поселения Каневского района от 27 декабря 2010 года N 80 (в редакции от 28 августа 2015 года N 50). Обязал администрацию Каневского сельского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение правил землепользования и застройки на территории Каневского сельского поселения, утвержденных решением совета Каневского сельского поселения Каневского района от 15 октября 2014 года N 6, в соответствие с требованиями генерального плана Каневского сельского поселения, утверждённого решением совета Каневского сельского поселения Каневского района от 27 декабря 2010 года N 80 (в редакции от 28 августа 2015 года N 50), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязал администрацию Каневского сельского поселения приять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Каневского сельского поселения Каневского района, в порядке и сроки установленными ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации Каневского сельского поселения по доверенности Лисничий Н.В. выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. Просит суд апелляционной инстанции отменить решение районного суда.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Стукова Д.Г., который возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, по результатам проверки Азово-черноморского межрайонного природоохранного прокурора проведена проверка, которой в деятельности администрации Каневского сельского поселения Каневского района выявлены нарушения требований законодательства в сфере природоохранного и градостроительного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующими нормами действующего законодательства.
Преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регламентировано, что каждый имеет право благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую ере; бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 61 указанного закона зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зон; лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивают сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправление Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономичен экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанные документы являются обязательными для органов государственной власти органов местного самоуправления. В целях создания условий для устойчивого развития территорий МО разрабатываются правила землепользования и застройки, подготовка проекта которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании содержащихся в документах территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 раздела 3.1.5 инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 150 (применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации) в генеральном плане определены зоны различного функционального назначения и ограничения на использован территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны. Обязанность органов местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки, ее критерии и основания возврата проекта на доработку, также свидетельствует о необходимости обязательного соответствия градостроительного зонирования правил землепользования и застройки функциональному зонированию генерального плана (ч.ч. 9, 10 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Как предусмотрено п. 1 ч. 2, ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану, возникшее в результате внесения в него изменений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в документ градостроительного зонирования.
Так, на территории Каневского сельского поселения Каневского района действующими являются генеральный план, правила землепользования и застройки Каневсого сельского поселения, утвержденные решениями совета Каневского сельского поселения Каневского района от 27 декабря 2010 года N 80 (в редакции от 28 августа 2015 года N 50), от 15 октября 2014 года N 6.
Материалами дела установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки не соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Каневского сельского поселения, в части установленных им зеленных зон.
Так, согласно правилам землепользования и застройки парк культуры и отдыха им. 30-летия Победы расположен в зоне озеленения общего пользования (Р1), а генеральным планом парк отнесен как к зоне озеленения общего пользования, в том числе размещения спортивных объектов, так и к зоне размещения объектов социального, общественно-делового и коммерческого назначения. Таким образом, территориальная зона, установленная правилами землепользования и застройки в отношении части территории парка культуры и отдыха им. 30-летия Победы от ул. Коммунаров до береговой линии р. Средняя Челбаска, не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана.
Парк культуры и отдыха им. 300-летия Кубанского казачьего войска (на пересечении ул. Черноморской и ул. Таманской) в правилах находится в зоне озеленения общего пользования (Р1), зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД2), что противоречит зоне озеленения общего пользования, в том числе размещения спортивных объектов определенной генеральным планом.
В генеральном плане сквер на пересечении ул. Ленина и ул. Горького расположен в зоне размещения объектов социального, общественно-делового и коммерческого назначения, при этом правилами землепользования и застройки данная территория отнесена к зоне озеленения общего пользования (Р1).
Кроме того, территориальные зоны прибрежных территорий, предназначенных для отдыха населения, используемых в рекреационных целях, а именно земельных участков вдоль западного и северного берега р. Средняя Челбаска от благоустроенного участка набережной и пляжа вдоль ул. Коммунаров, от ул. Ленина до пересечения с ул. Черноморской, от ул. Черноморской, вдоль ул. Советской, от ул. Береговая до пересечения с пер. Речной и вдоль ул. Садовая до пересечения с ул. Пушкина, вдоль ул. Передерия, ул. Широкая, ул. Набережная, ул. Заречной до пересечения с ул. Больничной, от ул. Полевой до ул. Длинной, на пересечении ул. Уманская и ул. Горького, утверждены правилами, не смотря на функциональные зоны указанные в схемах функционального зонирования генерального плана Каневского сельского поселения.
В нарушение ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Каневского сельского поселения, не внесены.
Таким образом, соответствующая обязанность органа местного самоуправления по полному приведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Каневского сельского поселения Каневского района до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, разрабатываются, прежде всего, для создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, то есть обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов. Непринятие администрацией Каневского сельского поселения Каневского района полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения. В результате незаконного бездействия администрации Каневского сельского поселения Каневского района по не приведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Каневского сельского поселения в соответствие с градостроительным законодательством, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе и на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каневского сельского поселения, администрации МО Каневской района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации Каневского сельского поселения по доверенности Лисничего Н.В. не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы, суду апелляционной инстанции не представлены.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каневского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Каневского сельского поселения по доверенности Лисничего Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.