Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Малаевой В.Г., Зенина В.А.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Короткой И.О. на решение Краснодарского краевого суда от 08 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
представитель ООО "Кубаньагропромстройкомплект" по доверенности Редька Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 22182 кв. м, расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере 170 530780 рублей.
В обоснование требований указано, что ООО "Кубаньагропромстройкомплект" является собственником земельного участка, в отношении которого заявлены исковые требования. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 495016 173 рубля 84 копейки.
Истец обратился в специализированную организацию ООО "Ведикоста", изготовившую отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка. Также истцом получено положительное экспертное заключение в отношении указанного отчета, подготовленное саморегулируемой организацией оценщиков, членом которого является оценщик указанного общества. Специалистами установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 августа 2015 года в размере 170 530780 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 26 мая 2016 года N 17/27 заявление ООО "Кубаньагропромстройкомплект", поданное 12 мая 2016 года, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка отклонено.
Завышенная кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает права истца, поскольку земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 08 сентября 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд установилв отношении земельного участка с кадастровым номером " ... " кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 августа 2015 года в размере 246130000 руб., на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости определено 12 мая 2016 года.
С ООО "Кубаньагропромстройкомплект" в пользу ООО "Оценка и Право-Юг" взыскана стоимость проведения судебной экспертизы в размере 60000 руб.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности Короткая И.О. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью 22182 кв. м, расположенный по адресу: " ... ", относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "общественные здания административного назначения: административные и офисные здания; производственные базы; объекты складского назначения различного профиля; объекты оптовой торговли площадью не более 350 кв. м; объекты розничной торговли площадью не более 350 кв. м; кафе, столовые". Кадастровая стоимость составляет 495016 173 рубля 84 копейки. Земельный участок находится в собственности ООО "Кубаньагропромстройкомплект", что удостоверено государственным свидетельством серии " ... " от 20 августа 2015 года.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст.389).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 14 августа 2015 года.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
ООО "Кубаньагропромстройкомплект" 12 мая 2016 года обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка. Решением комиссии от 26 мая 2016 года N 17/27 заявление общества отклонено.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный 17 марта 2016 года оценщиком ООО "Ведикоста", являющимся членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 14 августа 2015 года в размере 170 530 780 рублей.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" 03 апреля 2016 года дано положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции в рамках настоящего дела назначена судебная экспертиза для выяснения вопроса о соответствии представленного истцом отчета требованиям закона, а также для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 14 августа 2015 года.
Согласно заключению судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на 14 августа 2015 года составляет 246130 000 рублей.
Также эксперт пришел к выводу о наличии в отчете, выполненном оценщиком ООО "Ведикоста" 17 марта 2016 года, нарушений федеральных стандартов оценки, способных повлиять на итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " в размере его рыночной стоимости равной 246130 000 рублей.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Представитель ООО "Кубаньагропромстройкомплект" обращался с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю 12 мая 2016 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Взыскание с истца стоимости проведения судебной экспертизы соответствует положениям процессуального закона.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка не были допущены нарушения закона, не является основанием к отмене решения суда, поскольку истцом реализовано законное право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом весь комплекс условий, установленных для этого нормативными правовыми актами, административным истцом соблюден.
Довод о нарушении прав муниципального образования г. Краснодар в связи со снижением налоговой базы земельного участка и, как следствие, снижением поступлений в местный бюджет, является несостоятельным и не заслуживает внимания.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 08 сентября 2016 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 08 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.