Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "13
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя государственного управления ветеринарии Краснодарского края по доверенности Скрыпник А.С. и представителя администрации Краснодарского края по доверенности Болдиной Н.В. на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 06 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
Лабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Краснодарского края, администрации МО " ... ", департаменту имущественных отношений Краснодарского края, государственному управлению ветеринарии Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО " ... " в части исполнения отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания.
В обоснование требований указал, в ходе прокурорской проверки законодательства о защите животного мира и соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО " ... " выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что соглашением " ... " от " ... " о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории МО Краснодарского края, заключенного между государственным управлением ветеринарии и администрацией муниципального образования " ... ", предоставлены субвенции из краевого бюджета в сумме " ... " тыс. рублей на осуществление государственных полномочий в части регулирования численности безнадзорных животных. За счет выделенных денежных средств был предусмотрен отлов безнадзорных животных в количестве не менее " ... " единиц, и утилизация подобранных павших животных в количестве не менее " ... " единиц. Соглашением " ... " от " ... " предоставлены субвенции из краевого бюджета в сумме " ... " тысяч рублей на осуществление государственных полномочий в части регулирования численности безнадзорных животных. За счет выделенных денежных средств был предусмотрен отлов безнадзорных животных в количестве не менее " ... " единиц. По данным отчета по состоянию на " ... " в результате расходования субвенций произведен отлов " ... " единиц. Таким образом, предоставленные с целью реализации отдельных государственных полномочий органов субъектов Российской Федерации администрации МО " ... " субвенции осваиваются без соблюдения установленного Постановлением " ... ", что не позволяет в полном объеме реализовать не только комплекс мероприятий по профилактике предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, но и не обеспечивает эффективность бюджетных расходов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Кроме того, вышеуказанное свидетельствует о передаче администрацией Краснодарского края в соответствии с Законом " ... "-КЗ государственных полномочий администрации МО " ... " без учета отсутствия на территории МО " ... " пунктов временного содержания (приютов) для животных. Размер выделяемой субвенции предназначен на оплату только части полномочий (отлов безнадзорных животных, подбор и утилизация павших животных). " ... " Лабинской межрайонной прокуратурой в целях досудебного урегулирования выявленных нарушений законодательства о защите животного мира, санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес главы администрации МО " ... " вносилось представление об устранении нарушений, представление рассмотрено, удовлетворено, вместе с тем, администрацией МО " ... " до настоящего времени мер, направленных на организацию финансирования для осуществления отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания не предпринято, выявленные нарушения не устранены). Факты неисполнения администрацией МО " ... " полномочий, возложенных Законом " ... "-КЗ в части организации пункта временного содержания (приюта) для безнадзорных животных и невыделение администрацией Краснодарского края финансирования на организацию и содержание пункта временного содержания (приюта) безнадзорных животных, свидетельствуют об отсутствии на территории МО " ... " организованного комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней безнадзорных животных, их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и животных согласно Порядку,
установленному Постановлением " ... ". Бездействие по указанным вопросам со стороны администрации МО " ... " и администрации Краснодарского края может привести к неконтролируемому процессу размножения и распространения безнадзорных животных на территории муниципального образования, а также к распространению болезней, общих для человека и животных, что может причинить вред лицам, круг которых определить не представляется возможным. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО " ... ", выразившееся в непринятии мер по организации исполнения отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания. Обязать администрацию МО " ... " произвести расчет финансовых затрат, необходимых для организации отдельных государственных полномочий в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания. Обязать администрацию Краснодарского края осуществить финансирование мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории МО " ... " в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, согласно произведенного администрацией МО " ... " расчета необходимых финансовых затрат.
В судебном заседании Лабинский межрайонный прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель государственного управления ветеринарии Краснодарского края в лице представителя " Ф.И.О. "6 исковые требования признал частично, просил суд: удовлетворить требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации МО " ... " в части исполнения государственных полномочий по отлову безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, в остальной части исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель Лабинского городского поселения и представитель администрации МО " ... " просили в иске отказать.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от " ... " удовлетворен иск Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснодарского края, администрации МО " ... ", департаменту имущественных отношений Краснодарского края, государственному управлению ветеринарии Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации МО " ... " в части исполнения отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания. Суд решил:признать незаконным бездействие администрации МО " ... ", выразившееся в непринятии мер по организации исполнения отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания. Обязать администрацию МО " ... " произвести расчет финансовых затрат, необходимых для организации отдельных государственных полномочий в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания. Обязать администрацию Краснодарского края осуществить финансирование мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории МО " ... " в части отлова, размещения и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, согласно произведенного администрацией МО " ... " расчета необходимых финансовых затрат.
В апелляционных жалобах, поданных в Краснодарский краевой суд, представитель администрации государственного управления ветеринарии Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "6 и представитель администрации Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "7 выражают мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. Просят суд апелляционной инстанции отменить решение районного суда.
На апелляционную жалобу поступили отзыв от представителя администрации МО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "8, которая поддерживает доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение районного суда и вынести новый судебный акт.
На поданные апелляционные жалобы поступили возражения Лабинского межрайонного прокурора, который выражает мнение о законности и обоснованности обжалуемого решения районного суда. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "7, которая поддержала доводы апелляционной жалобы и просила их удовлетворить, выслушав прокурора " Ф.И.О. "4, который возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства о защите животного мира и соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования " ... ".
В силу ст. 2 Закона РФ от " ... " " ... " "О ветеринарии", ст. ст. 3, 4 Федерального закона от " ... " N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3 Постановления " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... " "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах " Ф.И.О. "1" собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " " ... " "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края" утвержден порядок регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края.
Статьей 10 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае" предусмотрено, что отлов безнадзорных животных производится в соответствии с действующим законодательством в целях регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края, предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения и основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Запрещается проводить отлов безнадзорных животных в присутствии детей. Пунктом 5.1 Порядка установлено, что отловленные безнадзорные животные в день отлова помещаются в пункт временного содержания (приют) специализированной организации.
В силу п. 5.12 Порядка в случае обращения владельца, отловленного безнадзорного домашнего животного в пункт временного содержания (приют), безнадзорное домашнее животное возвращается владельцу после подтверждения им права собственности или иного вещного права на животное. При возврате безнадзорного домашнего животного собственнику пункт временного содержания (приют) вправе требовать возмещения его владельцем расходов, связанных с содержанием животного в пункте временного содержания (приюте) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если отловленное безнадзорное домашнее животное не востребовано его владельцем в течение шести месяцев со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания в соответствии с настоящим Порядком. В случае если отловленное безнадзорное животное не востребовано в течение 20 дней со дня отлова, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания в соответствии с настоящим Порядком.
Таким образом, в нарушение положений ст. 26.3 N Закона 184-ФЗ, ст. 2 Закона " ... ", ст. 3, 4 N Закона 52-ФЗ, ст.14.1 Закона N 131-ФЗ, ст. 10 Закона " ... "-КЗ, п.п. 5.1, 5.12 Постановления " ... " на территории МО " ... ", регламентированный законодательством Порядок, который регулирует отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включает работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов, на территории МО " ... ", не организован.
Проверкой установлено, что соглашением " ... " от " ... " о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края, заключенного между государственным управлением ветеринарии и администрацией МО " ... ", предоставлены субвенции из краевого бюджета в сумме " ... " тыс. рублей на осуществление государственных полномочий в части регулирования численности безнадзорных животных. За счет выделенных денежных средств был предусмотрен отлов безнадзорных животных в количестве не менее " ... " единиц, и утилизация подобранных павших животных в количестве не менее " ... " единиц.
Соглашением " ... " от " ... " предоставлены субвенции из краевого бюджета в сумме " ... " тыс. рублей на осуществление государственных полномочий в части регулирования численности безнадзорных животных. За счет выделенных денежных средств был предусмотрен отлов безнадзорных животных в количестве не менее " ... " единиц. По данным отчета по состоянию на " ... " в результате расходования субвенций произведен отлов " ... " единиц.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Предоставленные с целью реализации отдельных государственных полномочий органов субъектов Российской Федерации администрации МО " ... " субвенции осваиваются без соблюдения установленного Постановлением " ... " Порядка, что не позволяет в полном объеме реализовать не только комплекс мероприятий по профилактике предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, но и не обеспечивает эффективность бюджетных расходов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о передаче администрацией Краснодарского края в соответствии с Законом " ... "-КЗ государственных полномочий администрации МО " ... " без учета отсутствия на территории МО " ... " пунктов временного содержания (приютов) для животных. Размер выделяемой субвенции предназначен на оплату только части полномочий (отлов безнадзорных животных, подбор и утилизация павших животных).
Согласно п.п. 1-4, ч. 1 ст. 2 Закона " ... "-КЗ органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета; вносить в органы государственной власти Краснодарского края предложения по увеличению размера субвенций, предоставляемых из краевого бюджета, в случае возникновения непредвиденных расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий; получать обеспечение государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами; получать в органах государственной власти Краснодарского края консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий.
В соответствии с положениями п.п. 1-4, ч. 2 ст. 3 Закона " ... "-КЗ органы государственной власти Краснодарского края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны: контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов; обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми средствами и материальными ресурсами; рассматривать предложения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; представлять органам местного самоуправления по их запросам информацию и материалы по вопросам осуществления государственных полномочий.
В силу ст. 4 Закона " ... "-КЗ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматривается в законе Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения краевого бюджета порядке на счете бюджетов городских округов и муниципальных районов Краснодарского края. Размер субвенций определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону.
Порядок расходования субвенций устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Порядок, установленный Постановлением " ... " (организация работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов), не может быть реализован без создания на территории МО " ... " приюта для безнадзорных животных.
Администрацией МО " ... " в соответствии с положениями Закона " ... "-КЗ в администрацию Краснодарского края предложения по увеличению размера субвенций, предоставляемых из краевого бюджета для осуществления государственных полномочий в части организации приюта для безнадзорных животных не вносились. Материальные ресурсы на обеспечение в полоном объеме полномочий (организация работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержание, стерилизация (кастрация), учет отловленных безнадзорных животных, умерщвление, утилизация безнадзорных животных, подбор и утилизации павших животных, дезинфекция специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов), на территории МО " ... " не выделены.
В свою очередь, администрацией Краснодарского края вопреки требованиям ст. 3 Закона " ... "-КЗ, администрация МО " ... " финансовыми средствами и материальными ресурсами необходимыми для реализации полного комплекса наделенных полномочий в установленном Постановлением " ... " Порядке (организация работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов), не обеспечена.
Судом первой инстанции установлено, что " ... " Лабинской межрайонной прокуратурой в целях досудебного урегулирования выявленных нарушений законодательства о защите животного мира, санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес главы администрации МО " ... " вносилось представление об устранении нарушений, представление рассмотрено, удовлетворено, вместе с тем, администрацией МО " ... " до настоящего времени мер, направленных на организацию финансирования для осуществления отдельных государственных полномочий по отлову, размещению и содержанию безнадзорных животных в пунктах временного содержания не предпринято (выявленные нарушения не устранены).
Факты неисполнения администрацией МО " ... " полномочий, возложенных Законом " ... "-КЗ в части организации пункта временного содержания (приюта) для безнадзорных животных и невыделение администрацией Краснодарского края финансирования на организацию и содержание пункта временного содержания (приюта) безнадзорных животных, свидетельствуют об отсутствии на территории муниципального образования " ... " организованного комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней безнадзорных животных, их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и животных согласно Порядку, установленному Постановлением " ... ".
Бездействие по указанным вопросам со стороны администрации муниципального образования " ... " и администрации Краснодарского края может привести к неконтролируемому процессу размножения и распространения безнадзорных животных на территории муниципального образования, а также к распространению болезней, общих для человека и животных, что может причинить вред лицам, круг которых определить не представляется возможным.
Бездействие администрации муниципального образования " ... " нарушает права граждан на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на охрану здоровья населения, вследствие устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира (ст. 27 Федерального закона от " ... " N 52-ФЗ "О животном мире"), а также право на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от " ... " "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), что в сою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц, как проживающих, так и пребывающих на территории муниципального образования " ... " Краснодарского края.
Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что судом первой инстанции принято законное обоснованное решение, поскольку непринятие административными ответчиками полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения.
Доводы апелляционных жалоб представителя государственного управления ветеринарии Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "6 и представителя администрации Краснодарского края по доверенности " Ф.И.О. "7 не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы, суду апелляционной инстанции не представлены.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 06 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя государственного управления ветеринарии Краснодарского края по доверенности Скрыпник А.С. и представителя администрации Краснодарского края по доверенности Болдиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.