Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "15
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Марташевского Д.А. по доверенности Фариона А.А. на решение Каневского районного суда Краснодарского края от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "12 обратился в суд с исковым заявлением к администрации " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края, администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований пояснил, что " ... " " Ф.И.О. "6 обратился в администрацию МО " Ф.И.О. "1 " ... " с заявлением о рассмотрении возможности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, ориентировочной площадью " ... " га, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", для строительства торгового комплекса. Письмом от " ... " " ... " администрация " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " не возражала в предоставлении в аренду " Ф.И.О. "6 земельного участка ориентировочной площадью " ... " кв.м., относящегося к категории - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: в районе улиц Ленинградской, Павловской, Крыловской " ... ", предназначенного для размещения торгового комплекса, при условии рассмотрения данного вопроса на экспертном межведомственном инвестиционном " Ф.И.О. "2 при главе МО " Ф.И.О. "1 " ... ". Согласно выписке из протокола " ... " от " ... " заседания экспертного межведомственного инвестиционного " Ф.И.О. "2 при главе МО " Ф.И.О. "1 " ... " при рассмотрении вопроса " ... " постановили согласовать " Ф.И.О. "6 предоставление по предварительному согласованию земельного участка. Постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " формируемому земельному участку ориентировочной площадью " ... " кв.м., относящемуся к категории - земли населенных пунктов, присвоен почтовый адрес: " ... ". Постановлением администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано " Ф.И.О. "6 место размещения торгового комплекса на земельном участке ориентировочной площадью " ... " кв.м., расположенном по адресу: " ... ". После проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета площадь земельного участка составила " ... " кв.м.
Постановлением администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " " Ф.И.О. "6 предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ", для размещения торгового комплекса, о чем " ... " заключен договор " ... " аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности. На основании заявления арендатора " Ф.И.О. "6 ООО "Архитектурно-градостроительный центр" подготовлен проект планировки и проект межевания территории земельного участка по " ... " в станице " Ф.И.О. "1 Краснодарского края. Согласно пункту 2 постановления администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " постановленодо утверждения проектной документации провести публичные слушания по разработанному проекту планировки территории указанного земельного участка. Постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " назначено проведение публичных слушаний по данному вопросу. Постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " с учетом заключения комиссии по землепользованию и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " по результатам публичных слушаний от " ... " отклонено рассмотрение вопроса об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории указанного земельного участка в связи с несоответствием документов Генеральному плану " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " и правилам землепользования и застройки территории " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ".
Таким образом, администрация предоставила в аренду земельный участок с указанием его целевого использования (назначения), которое изначально не соответствовало разрешенному виду использования по Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки. Постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " на основании заявления арендатора " Ф.И.О. "6 от " ... " назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ". Заключением комиссии по землепользованию и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " по результатам публичных слушаний рекомендовано изменить часть функциональной зоны с проектируемой территории низкоплотной усадебной жилой застройки на зону общественно-делового назначения относительно земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, " Ф.И.О. "1 " ... ". " Ф.И.О. "1 сельское поселение, " ... ", состоящего на кадастровом учете с кадастровым номером " ... ".
Предложено рекомендовать главе " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " с учетом заключения о результатах публичных слушаний принять " Ф.И.О. "1 о направлении материалов по внесению изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " в " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ". " Ф.И.О. "1 " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " "О внесении изменений в " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " " ... " от " ... " "Об утверждении генерального плана " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... "" изменена часть функциональной зоны с проектируемой территории низкоплотной усадебной жилой застройки на зону общественно-делового назначения относительно земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, " Ф.И.О. "1 " ... ", " Ф.И.О. "1 сельское поселение, " ... ", состоящего на кадастровом учете с кадастровым номером " ... ". " ... " арендатор " Ф.И.О. "6 обратился к начальнику управления имущественных отношений " Ф.И.О. "1 " ... " " Ф.И.О. "7 с заявлением, в котором обратил внимание на то, что после внесенных в Генеральный план " Ф.И.О. "1 " ... " изменений в части функциональной зоны проектируемой территории низкоплотной усадебной жилой застройки на зону общественно-делового назначения относительно земельного участка с кадастровым номером " ... ", до настоящего времени не внесены соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки " Ф.И.О. "1 " ... ", что создает противоречия между положениями генерального плана и Правилами землепользования и застройки, которые в свою очередь до их устранения создают препятствия в дальнейшем освоении земельного участка.
Кроме этого, " ... " арендатор " Ф.И.О. "6 обратился к главе " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "8 с заявлением о разъяснении причин, по которым до настоящего времени не внесены изменения в Правила землепользования и застройки, начиная с " ... " после внесения изменений в генеральный план (4 календарных месяца). " ... " между арендатором " Ф.И.О. "6 (цедент) и " Ф.И.О. "12 (цессионарий) заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренду земельного участка, по условиям которого " Ф.И.О. "6 переуступил " Ф.И.О. "12 право аренды земельного участка, общей площадью 38706 кв.м. с кадастровым номером " ... ", принадлежащее на основании договора аренды " ... " от " ... " сроком на десять лет, до 16.11.2022г. Договор уступки (цессии) зарегистрирован в установленном законом порядке. Письмом от " ... " " ... " администрацией " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " арендатору сообщено, что в соответствии с законом Краснодарского края от " ... " " ... "-К3 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения" с " ... " полномочия по утверждению внесений изменений в Правила землепользования и застройки входят в компетенцию администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... ". Однако не разъяснено, по каким причинам в период с " ... " по " ... ", когда данный вопрос входил в компетенцию администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ", не были внесены изменения в ПЗЗ, тем самым в период с " ... " по " ... " администрация проявила бездействие в вопросе, входившего в ее компетенцию. " ... " арендатор " Ф.И.О. "12 обратился к главе муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " с заявлением об утверждении проекта планировки и межевания территории земельного участка.
Однако до настоящего времени ответа на поданное заявление не поступило. " ... " арендатор " Ф.И.О. "12 обратился к начальнику архитектуры и градостроительства администрации " Ф.И.О. "1 " ... " с заявлением о разъяснении вопроса по поводу невнесения изменений в Правила землепользования и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения на основании заявления от " ... ", а также сроков утверждения проекта планировки и межевания территории земельного участка. Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... " арендатору сообщено, что администрация муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " не уполномочена вносить изменения в документ, утвержденный " Ф.И.О. "1 сельского поселения, по этим причинам испрашиваемые документы не утверждены. В то же время, в письме указано, что для " Ф.И.О. "1 подобных вопросов администрацией муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " принято постановление от " ... " " ... " "О подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... "", разработка которых ориентировочно планируется на 2016-2017 годы. Письмо содержит противоречивые данные, с одной стороны, администрация утверждает, что не уполномочена вносить изменения в документы, принятые сельским поселением, с другой стороны, издает постановление о подготовке таких изменений без указания конкретных сроков. " ... " на официальном интернет-сайте администрации " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края (www.kanevskadm.ru) в разделе "правовые акты 2016" опубликовано (размещено) постановление администрации муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " от " ... " " ... ", согласно которому постановленоорганизовать проведение работ по разработке проектов Правил землепользования и застройки.
До настоящего времени утвержденным составом комиссии с " ... " по " ... " (три календарных месяца) проект Правил землепользования и застройки не разработан (не подготовлен) и не предоставлен главе администрации " Ф.И.О. "1 " ... " для принятия " Ф.И.О. "1 о дальнейшем проведении публичных слушаний в порядке ч.ч. 9-11 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ. В данной части действия администрации " Ф.И.О. "1 " ... " являются незаконными и необоснованными, а постановление подлежит безусловному изменению путем внесения в него дополнительных сведений о сроках о порядке проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Следовательно, истец объективно лишен возможности осуществлять права владения и пользования (освоения) арендованного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, указанным в договоре аренды. Просил суд с учетом уточнения требований восстановить пропущенный процессуальный трехмесячный срок для оспаривания бездействия администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " (п. 2 просительной части). Признать бездействия администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " по невнесению изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии в генеральным планом в период " ... " по " ... " незаконными. Признать бездействие администрации " Ф.И.О. "1 " ... " (в том числе бездействие созданной и утвержденной комиссии (рабочей группы) по невнесению изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с генеральным планом незаконным. Признать постановление администрации " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края " ... " от " ... " не соответствующим требованиям статьи 31 Градостроительного кодекса РФ в части отсутствия в нем сведений о порядке и сроках проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки, о порядке деятельности утвержденной комиссии.
Обязать администрацию " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края в течение разумного срока, но не более одного календарного месяца, привести постановление " ... " от " ... " в соответствии с требованиями ст. 31 Градостроительного кодекса РФ путем внесения в него дополнительных сведений о порядке и сроках (разумных сроков) проведения работ по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края, порядка деятельности утвержденной комиссии (рабочей группы), порядка направления в комиссию (рабочую группу) предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Обязать администрацию " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края (в том числе созданную и утвержденную комиссию (рабочую группу) произвести подготовку проектов правил землепользования и застройки сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края, в том числе " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края и предоставить проекты на проверку в орган местного самоуправления в соответствии с действующим градостроительным законодательством РФ в разумные сроки, но не позднее " ... ". Обязать администрацию " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края (в том числе созданную и утвержденную комиссию (рабочую группу)) внести в проект Правил землепользования и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... " " Ф.И.О. "1 " ... ", " Ф.И.О. "1 сельское поселение, " ... ", в функциональной зоне общественно-делового назначения.
Представитель " Ф.И.О. "12 по доверенности " Ф.И.О. "11 уточненный административный иск поддержал и просил об его удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9 административный иск не признала. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " по доверенности " Ф.И.О. "10 административный иск не признал, пояснил, что считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
" Ф.И.О. "1 " Ф.И.О. "1 районного суда Краснодарского края от " ... " отказано в удовлетворении иска " Ф.И.О. "12 к администрации " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края, администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель " Ф.И.О. "12 по доверенности " Ф.И.О. "11 указывает, что " Ф.И.О. "1 является незаконным и необоснованным. Просит его отменить, и принять новое " Ф.И.О. "1 об удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя административного ответчика администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9, в которых выражает мнение о законности и обоснованности обжалуемого " Ф.И.О. "1 районного суда.
Также поступили возражения от представителя административного ответчика администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " по доверенности " Ф.И.О. "10, который возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая " Ф.И.О. "1 районного суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены " Ф.И.О. "1 районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании " Ф.И.О. "1, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая " Ф.И.О. "1, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого " Ф.И.О. "1, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого " Ф.И.О. "1, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого " Ф.И.О. "1, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого " Ф.И.О. "1, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " " Ф.И.О. "6 предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край. " Ф.И.О. "1 " ... ", " Ф.И.О. "1 сельское поселение, " ... ", для размещения торгового комплекса, из земель населенных пунктов.
" ... " между управлением имущественных отношений администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " и " Ф.И.О. "6 заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, предназначенный для размещения торгового комплекса, зарегистрирован в установленном законом порядке.
" ... " между " Ф.И.О. "6 и " Ф.И.О. "12 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, согласно которому цедент (арендатор) уступает (передает) цессионарию (новому арендатору) право аренды земельного участка площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... " до " ... ", заключенного цедентом (арендатором) с управлением имущественных отношений администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... " (арендодатель).
Данный договор уступки прав и обязанностей также зарегистрирован в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от " ... " " ... "- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от " ... " " ... "-Ф3 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-KЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения" (в редакции Закона, действовавшей до " ... ") за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами4-8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22-24, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 36-38 части1 статьи14 Федерального закона от " ... " N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3 градостроительные регламенты (ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (ч.3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов (ч. 1 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа (ч. 4 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
" Ф.И.О. "1 о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Одновременно с принятием " Ф.И.О. "1 о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) (ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия " Ф.И.О. "1 о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого " Ф.И.О. "1 в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого " Ф.И.О. "1 также может быть распространено по радио и телевидению (ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 8 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ в указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии " Ф.И.О. "1 о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: 1) состав и порядок деятельности комиссии; 2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); 3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает " Ф.И.О. "1 о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 названного Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (ч. 13 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 14 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к частитерритории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной частитерритории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в частивнесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (ч. 15 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять " Ф.И.О. "1 о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 17 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ).
Судом первой инстанции верно установлена несостоятельность доводов административного иска о том, что в период с " ... " по " ... " администрация " Ф.И.О. "1 сельского поселения проявила бездействие по невнесению изменений в Правила землепользования и застройки, суд находит несостоятельными.
Так, из материалов дела усматривается, что в сентябре 2014 года " Ф.И.О. "6 обратился в администрацию " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " за подготовкой постановления о разработке проекта планировки и проекта межевания спорного земельного участка.
" ... " администрацией поселения принято постановление " ... " о разработке проекта, которое в соответствии с требованиями градостроительного законодательства было опубликовано в СМИ (газета "Каневские Зори" " ... " ( " ... ") от " ... ".
Постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " " ... " от " ... " назначены публичные слушания по рассмотрению проекта планировки и межевания, подготовленные в составе документации по планировке территории указанного земельного участка на " ... " в " ... " часов.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от " ... " по результатам публичных слушаний подготовленный проект планировки и межевания указанного участка был отклонен, так как разработанный проект не соответствует территориальной зоне генерального плана " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " и Правилам землепользования и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ".
" ... " администрацией " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " принято постановление " ... " "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... "", и постановлением администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " " ... " от " ... " назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план на " ... " по населенным пунктам " Ф.И.О. "1 сельского поселения.
" ... " от " Ф.И.О. "6 в комиссию по ПЗЗ поступило заявление о внесении изменений в генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " в части изменения территории низкоплотной усадебной жилой застройки (проектируемой) на территорию многофункционального назначения, в том числе размещения объектов торговли, общественного питания, обслуживания, придорожного сервиса.
" ... " при проведении публичных слушаний данное заявление было рассмотрено, занесено в протокол и вынесено " Ф.И.О. "1 о внесении таких изменений в генплан.
Судом первой инстанции верно установлено, что с учетом длительности процедуры согласования со всеми службами и структурами Краснодарского края вопросов по внесению изменений в Генеральный план поселения, в том числе и в части изменения границы станицы " Ф.И.О. "1, поступивших новых заявлений по внесению дополнительно изменений в Генеральный план поселения, и от " Ф.И.О. "6 в части изменения ранее измененной территории многофункционального назначения, в том числе, размещения объектов торговли, общественного питания, обслуживания, придорожного сервиса на территорию общественно-делового назначения, " ... " администрацией поселения издается постановление " ... " о проведении " ... " публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ".
" ... " администрация " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " получено положительное заключение администрации Краснодарского края о согласовании изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ".
" ... " проект " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " "О внесении изменений в " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " " ... " от " ... " "Об утверждении Генерального плана " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... "" направляется в прокуратуру " Ф.И.О. "1 " ... " Краснодарского края для проведения антикоррупционной экспертизы.
" ... " материалы по внесению изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " администрацией поселения направлены в " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " для принятия " Ф.И.О. "1 по утверждению изменений в Генеральный план.
" ... " принято " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " " ... " о внесении изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ".
Данное " Ф.И.О. "1 вступило в силу со дня его опубликования, то есть " ... ".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользовании и застройки генеральному плану поселения, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. При этом предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, межселенных территориях; физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимостьземельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Установлено, что со стороны комиссии по землепользованию и застройке администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " работа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки с учетом внесенных в Генеральный план изменений началась еще после утверждения изменений в Генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения сессией депутатов. Учитывая объем изменений, которые необходимо было внести в Правила землепользования и застройки " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ", это процедура заняла большое количество времени с учетом необходимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки не только в отношении участка, арендуемого " Ф.И.О. "6, но и с учетом изменения границы станицы " Ф.И.О. "1, а также замечаний и предложений, поступивших из департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края.
Кроме того, публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодеком РФ назначаются в срок не менее двух месяцев и не более 4 месяцев до даты проведения слушаний.
Судом первой инстанции установлено, что изменения в генеральный план " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " вступили в силу " ... ".
Также установлено, что в период с сентября 2015 года по декабрь 2015 года администрацией " Ф.И.О. "1 сельского поселения проведена работа по внесению необходимых изменений в Правила, но как уже указывалось выше, из-за большого объема работы публичные слушания не были назначены в связи с отсутствием готовых материалов по внесению изменений.
С " ... " в соответствии с Законом Краснодарского края от " ... " " ... "-К3 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского каря вопросов местного значения" с " ... " полномочия по утверждению внесений изменений в Правила землепользования и застройки были отнесены к полномочиям администрации муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... ", в связи с чем администрация " Ф.И.О. "1 поселения не могла продолжить работу по внесению изменений в Правила землепользования и застройки поселения.
Как видно из материалов дела, письмом от " ... " " ... " администрацией " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " арендатору сообщено, что в соответствии с законом Краснодарского края от " ... " " ... "-К3 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Краснодарского края "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения" с " ... " полномочия по утверждению внесений изменений в Правила землепользования и застройки входят в компетенцию администрации МО " Ф.И.О. "1 " ... ".
Следовательно, административному истцу в связи с заключением договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от " ... " в январе 2016 года стало известно о невнесении администрацией " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным иском административный истец обратился в суд " ... ". Уважительных причин пропуска срока обращения в суд первой инстанции административным истцом не представлено. Доводы о юридической неосведомленность административного истца не могут быть приняты, так как это не являются уважительной причиной, поскольку не лишало административного истца обратиться за квалифицированной юридической помощью. Каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение административного истца длительное время на амбулаторном лечении и в стационаре материалы дела не содержат и суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование административного истца о восстановлении пропущенного процессуального трехмесячного срока для оспаривания бездействия администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " не подлежит удовлетворению.
Таким образом, в удовлетворении требований административного истца о восстановлении пропущенного процессуального трехмесячного срока для оспаривания бездействия администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... ", признании незаконными бездействия администрации " Ф.И.О. "1 сельского поселения " Ф.И.О. "1 " ... " по невнесению изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии в Генеральным планом в период " ... " по " ... " следует отказать.
С " ... " у муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " возникли полномочия по принятию новых документов территориального планирования муниципальных образований - Генеральных планов всех сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... ", а также в соответствии с новыми Генеральными планами и Правила землепользования и застройки каждого сельского поселения.
Установлено, что в соответствии с Федеральным законом от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью определения необходимого объема работ, проведения согласительных процедур, определения участников работ, контактных групп от каждого сельского поселения " ... " главой администрации муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " принято постановление " ... ", в постановляющей части которого решено организовать проведение подготовительных работ по разработке проектов Правил землепользования и застройки применительно ко всем территориям всех сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... ", в том числе " Ф.И.О. "1 сельского поселения, и утвердить соответствующую рабочую группу по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... ".
На основании данного постановления рабочей группой в период с " ... " проведена следующая работа: обсуждение вопроса по установлению предварительной стоимости изготовления Правил землепользования застройки по каждому сельскому поселению " Ф.И.О. "1 " ... " в отдельно (протокол заседания рабочей группы от " ... "); рассмотрение материалов по определению стоимости изготовления Правил землепользования и застройки территорий сельских поселений с учетом количества замечаний департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, рассчитанной мастерской "Градпроект" " ... " и постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " " ... " "Об утверждении ведомственной целевой программы "О подготовке градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края" на 2012-2014 годы", которым ранее предусматривалось выделение денежных средств; запрос в администрацию муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " о рассмотрении вопроса по внесению изменений в бюджет муниципального образования " Ф.И.О. "1 " ... " с целью выделения денежных средств для разработки Правил землепользования и застройки территорий сельских поселений " Ф.И.О. "1 " ... ".
Следовательно, вышеуказанные принимаемые меры администрацией МО " Ф.И.О. "1 " ... " свидетельствуют об отсутствии бездействия органа местного самоуправления в указанный период.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Согласно п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих " Ф.И.О. "1: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых " Ф.И.О. "1, действия (бездействия) незаконными.
Судебная коллегия считает, что при установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований " Ф.И.О. "12
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом первой инстанции, с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное " Ф.И.О. "1.
Доводы апелляционной жалобы представителя " Ф.И.О. "12 по доверенности " Ф.И.О. "11 не содержат оснований для отмены " Ф.И.О. "1 суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы судом и им не дана надлежащая оценка, не представлено.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает " Ф.И.О. "1 суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каневского районного суда Краснодарского края от 22 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Марташевского Д.А. по доверенности Фариона А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.