Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.
судей - Мамий М.Р. и Соловьёвой О.М.
при секретаре - Хамирзовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" и комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск Дербока Р.К. к администрации МО "Яблоновское городское поселение" об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации МО "Яблоновское городское поселение" по включению земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес",общей площадью "данные изъяты" кв.м с разрешенным использованием для строительства средне этажных многоквартирных домов", принадлежащий на праве собственности Дербок Р.К. в территориальную зону "для строительства школ и детских дошкольных учреждений".
Обязать администрацию МО "Яблоновское городское поселение" исключить из территориальной зоны "для строительства школ и детских дошкольных учреждений" земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес",общей площадью "данные изъяты" кв.м с разрешенным использованием для строительства средне этажных многоквартирных домов" принадлежащий на праве собственности Дербок Р.К.",
заслушав доклад судьи Соловьёвой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Дербок Р.К. обратился в суд с административным иском к администрации МО "Яблоновское городское поселение" об оспаривании действий органа местного самоуправления, направленных на внесение изменений в решение Совета народных депутатов "Об утверждении проекта генерального плана муниципального образования".
Требования мотивированы планировкой строительства детских дошкольных учреждений и школ на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., с разрешенным использованием для строительства средне этажных многоквартирных домов.
Считая, что администрация МО "Яблоновское городское поселение" незаконно изымает принадлежащий ему земельный участок, 19.01.2016 он обратился в администрацию с письмом об исключении принадлежащего ему земельного участка из проекта планировки застройки, затем в суд.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01.04.2016 исковые требования Дербок Р.К. удовлетворены. Суд исходил из того, что администрация нарушила права собственника земельного участка.
На решение поступила апелляционная жалоба администрации МО "Яблоновское городское поселение" и комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, с просьбой отменить решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01.04.2016. Доводы сводятся к соблюдению требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок подготовки и внесения изменений в Генеральный план поселения, который согласован распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13.11.2015 N270-р.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает жалобу обоснованной, а решение суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Как усматривается из материалов дела, орган местного самоуправления выполнил требования действующего законодательства.
В официальном средстве массовой информации муниципального образования - общественно-политическая газета "Яблоновское городское поселение" от 15.12.2015 N48 (283) опубликовано постановление от 10.11.2015 N567 о создании комиссии по приему и рассмотрению предложений о внесении изменений в Генеральный план поселка положение о комиссии и ее состав.
Тот же выпуск газеты опубликовал постановление от 10.12.2015 N631 о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний по проекту изменений Генерального плана. Там же содержатся сведения об экспозиции изменений в здании администрации по "адрес" (л.д. 60).
Из письма руководителя управления образования МО "Тахтамукайский район" от ДД.ММ.ГГГГ N в администрацию Яблоновского городского поселения о потребности земельных участков под строительство новых образовательных учреждений следует, что с ДД.ММ.ГГГГ происходит ежегодное увеличение учащихся более чем на "данные изъяты" человек, а электронная очередь в детские сады составляет более "данные изъяты" человек (л.д., л.д. 41-42).
Датированное ДД.ММ.ГГГГ письмо Дербок К.Р. в адрес главы администрации поселения, поступило ДД.ММ.ГГГГ вх. N, то есть через два дня после публичных слушаний (л.д. 59).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N МО "Яблоновское городское поселение" по результатам публичных слушаний уведомило административного истца, что его земельный участок находится в проекте изменений Градостроительный план в функциональной зоне "Дошкольные учреждения, школы, учебные заведения" (л.д. 45).
Следовательно, требования к процедуре рассмотрения вопроса о внесении изменений в Генеральный план поселения соблюдены.
Рассматривая вопрос о нарушении оспариваемыми действиями прав административного истца, суд учитывает следующее.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. "для строительства среднеэтажных многоквартирных домов" (л.д. 11).
Основанием государственной регистрации права указано распоряжение от 26.06.2013 N163 муниципального образования "Яблоновское городское поселение" и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности само по себе не является правоустанавливающим документом на объект недвижимого имущества. Это документ, подтверждающий факт государственной регистрации права в определенный момент времени.
Изучая представленные административным истцом (его представителем) правоустанавливающие документы на земельный участок, судом апелляционной инстанции исследовано постановление от 23.04.2013 N979 муниципального образования "Тахтамукайский район" о передаче в собственность административного истца Дербок Р.К. земельного участка по адресу: "адрес" поле N секция N с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м.
Очевидно, что ни размер участка, ни его кадастровый номер не совпадают с теми, которые указаны в качестве правового основания регистрации.
Иные документы, послужившие основанием для государственной регистрации права, также не представлены (договор купли-продажи, акт приема-передачи участка).
Между тем, текста представленного постановления от 23.04.2013 N979 муниципального образования "Тахтамукайский район" следует, что земельный участок принадлежал покупателю по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с видом разрешенного использования "для строительства базы строительных материалов".
Доказательства последующего изменения вида разрешенного использования, в том числе на указанный в свидетельстве о государственной регистрации права, не представлены.
Кроме того, является неясным, кто в 2013-м году имел право распоряжаться и передать земельный участок административному истцу, поскольку из представленного постановления следует, что ею распоряжалось муниципальное образование "Тахтамукайский район" ( ДД.ММ.ГГГГ). Напротив, свидетельство о государственной регистрации содержит ссылки на договор от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное муниципальным образованием "Яблоновское городское поселение", что является недопустимым.
Копия кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении кадастрового номера земельного участка административного истца в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО6 из кадастрового квартала N, с предыдущим номером N не вносит ясности в сложившуюся земельно-правовую ситуацию (л.д.12).
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке, предоставленном административному истцу в ДД.ММ.ГГГГ в аренду использования "для строительства базы строительных материалов", проданном в ДД.ММ.ГГГГ "для строительства среднеэтажных многоквартирных домов" какие-либо строения отсутствуют, земельный участок по назначению не используется.
При этих обстоятельствах не могут считаться нарушенными права административного истца внесением проекта изменений в Градостроительный план поселения, направленным на обеспечение публичных интересов, поскольку поселок Яблоновский по реке Кубань граничит с городом Краснодаром, расположен в зоне интенсивного жилищного строительства, требующего развития и строительства новых образовательных учреждений.
Оспариваемые действия органа местного самоуправления соответствуют закону и пределам его полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из вышеизложенного, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01.04.2016 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2016 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Дербок Р.К. к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Председательствующий: подпись Бзегежева Н.Ш.
Судьи: подпись Мамий М.Р.
подпись Соловьёва О.М.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Соловьёва О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.