Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 сентября 2016 г. по делу N 33а-1353/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего ФГКВОУВПО "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВУНЦ) "данные изъяты" Тюлькина ФИО9 об оспаривании решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел "Западрегионжилье"), связанного с отказом в предоставлении административному истцу распределенного жилого помещения, а также с внесением изменений в его личную карточку.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 16 февраля 2016 года Тюлькину, в связи с утратой им права, как преподавателя, на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения при получении постоянного жилья, вследствие нахождения его не на воинской должности, а в распоряжении начальника ВУНЦ, решением начальника 2 отдела "Западрегионжилье" отказано в предоставлении распределенного ему 7 июля 2014 года на состав семьи 3 человека жилого помещения общей площадью 72.5 кв.м., находящегося в г. Москве. Полагая, что его права были нарушены, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение начальника 2 отдела "Западрегионжилье" от 16 февраля 2016 года N N в части его касающейся;
-обязать начальника 2 отдела "Западрегионжилье" внести в единый реестр военнослужащих сведения о праве административного истца на дополнительную общую площадь жилого помещения с датой принятия на жилищный учёт 28 декабря 1991 года;
-обязать начальника 2 отдела "Западрегионжилье" предоставить ему жилое помещение аналогичное по местоположению, предоставленному по извещению от 7 июля 2014 года N N с учётом дополнительной общей площади жилого помещения.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Тюлькину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что судом первой инстанции не учтены условия нахождения его в распоряжении начальника ВУНЦ. Им написан рапорт на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, когда он занимал воинскую должность преподавателя, а, следовательно, в соответствии с действующим законодательством, он, не будучи уволенным с военной службы, в настоящее время имеет право на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения.
Автор жалобы полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что в основу оспариваемого им решения был положен пункт 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Законо), а не ранее действующий пункт 8 статьи 15 Закона.
Тюлькин утверждает, что в указанных нормах в прямой постановке не определён факт потери права на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения военнослужащими, состоящими на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении и подлежащими увольнению по льготным основаниям с должностей, предусматривающих наличие этого права. Нахождение в распоряжении должностных лиц военнослужащих, состоящих на жилищном учёте и подлежащих увольнению с военной службы по льготным основаниям с должностей, предусматривающих наличие права на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения, вызвано исключительно отсутствием возможности реализовать ими право на жилище.
Административный истец считает, что судом первой инстанции не приняты во внимания позиция Главной военной прокуратуры по данному вопросу, а также положения пунктов 28 и 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", разъясняющих возможность военнослужащими - преподавателями в период прохождения военной службы быть обеспеченными дополнительной общей площадью жилого помещения, без указания на обязательное замещение ими должностей.
Также он обращает внимание, что необеспечение его дополнительной общей площадью жилого помещения будет нарушать принцип равенства, так как одним преподавателям предоставляется жилое помещение с дополнительной общей площадью, а другим нет.
Автор жалобы полагает, что поскольку Закон обратной силы не имеет, положения вышеприведенного Закона должны рассматриваться в неразрывной связи с положениями Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", согласно которому, право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату сохраняется за военнослужащими - преподавателями и после их увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ранее приведённого Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
Аналогичные положения применительно к военнослужащим - преподавателям военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования содержались и в действовавшем до 31 декабря 2013 года пункте 8 статьи 15 Закона.
Пунктом 3 статьи 15.1 Закона определено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что действия государства по обеспечению военнослужащих - преподавателей дополнительной площадью жилого помещения носят не поощрительный характер, а направлены на предоставление возможности таким военнослужащим исполнять должностные обязанности, связанные с преподавательской деятельностью, и вне служебного времени. Реализация подобной социальной гарантии возможна лишь в случае замещения военнослужащими соответствующих должностей в федеральном органе исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. При освобождении их от таких должностей, а, соответственно, и обязанностей заниматься преподавательской деятельностью, необходимость в обеспечении дополнительной общей площадью отпадает.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Тюлькин находится на военной службе с августа 1986 года. В период с 1 апреля по 1 декабря 2010 года административный истец являлся "данные изъяты" "данные изъяты", после чего, из-за сокращения занимаемой им воинской должности и его волеизъявлением уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, стал проходить военную службу по контракту в распоряжении начальника ВУНЦ, дислоцирующегося в г. Воронеже. 17 июля 2014 года административным истцом было получено извещение от 7 июля 2014 года N N о предварительном распределении ему на состав семьи 3 человека: он, жена и сын, жилого помещения общей площадью 72.5 кв.м., находящегося по адресу: "адрес". Решением начальника 2 отдела "Западрегионжилье" от 16 февраля 2016 года N N Тюлькину, в связи с утратой им права, как преподавателя, на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения, отказано в предоставлении распределенного жилья.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что после освобождения административного истца от занимаемой им воинской должности преподавателя и зачисления в распоряжение должностного лица в связи с невозможностью увольнения с военной службы он утратил право на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения от 15 до 25 кв.м., в связи с чем составом семьи 3 человека военнослужащий мог претендовать на жилое помещение общей площадью от 54 до 63 кв.м., то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав Тюлькину в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы административного истца об обратном основаны на неверном толковании им норм действующего законодательства.
Что же касается доводов жалобы о необходимости применения к нему норм действующего законодательства в неразрывной связи с положениями Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего до 31 декабря 1997 года, то учитывая, что право административного истца на обеспечение дополнительной общей площадью жилого помещения возникло лишь в апреле 2010 года, судебная коллегия находит их несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309, ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 июня 2016 года по административному исковому заявлению Тюлькина ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания Р.Х. Файзуллин
1.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.