Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 октября 2016 г. по делу N 33а-1608/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Балабанова Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Давлетовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 24 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Рындина ФИО10 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. "адрес") ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанных с отказом в принятии детей административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 24 апреля 2016 года Рындин обратился в отделение "Западрегионжилье" с заявлением о принятии его с составом семьи 4 человека: он, жена и двое детей 1992 и 1994 годов рождения, с которыми совместно проживает в служебной квартире, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 26 мая 2016 начальник территориального отделения структурного подразделения уполномоченного органа уведомлением N 33-13/42 сообщил военнослужащему о принятии его с женой на жилищный учет. В признании же сына Рындина А.Е. и дочери Рындиной Т.Е. нуждающимися в получении постоянного жилья административному истцу было отказано, так как они в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" не являются членами его семьи. Полагая, что такими действиями его права были нарушены, Рындин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия начальника отделения "Западрегионжилье", связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве членов его семьи сына Рындина ФИО11 и дочь Рындину ФИО12;
-обязать начальника отделения "Западрегионжилье" отменить принятое 26 мая 2016 года уведомление N 33-13/42, касающееся его детей, и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве членов его семьи, сына Рындина ФИО11 и дочь Рындину ФИО12.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Рындина удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник отделения "Западрегионжилье", не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы административный ответчик, ссылаясь на неправильное применением судом первой инстанции норм материального права, указала, что перечень лиц, которые являются членами семьи военнослужащих, закреплён в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащего". Рындин А.Е. и Рындина Т.Е. в силу возраста к данной категории лиц не относятся.
Автор жалобы полагает, что поскольку административный истец не является ни собственником, ни нанимателем по договору социального найма жилого помещения, а проживает в служебной квартире, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации при решении вопроса о том, кто является членом его семьи, не применимы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями.
Согласно статье 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 ранее приведённого Закона следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены статьей 51 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные в данном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ закреплено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.
Согласно пункту 6 статьи 100 ЖК РФ, в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В тоже время, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания, кто относится членами семьи нанимателя служебного жилого помещения.
Из содержания подпункта "д" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что поскольку типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Статьей 70 ЖК РФ установлено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет придти к выводу, что к членам семьи военнослужащего - нанимателя служебного жилого помещения относятся, в том числе, и вселённые им в такое жилое помещение дети.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, военнослужащий войсковой части N Рындин Е.В. с 12 ноября 2001 года зарегистрирован и проживает с составом семьи 4 человека: он, жена, сын Рындин А.Е., 1992 года рождения и дочь Рындина Т.Е., 1994 года рождения в служебном жилом помещении по адресу: "адрес". 24 апреля 2016 года административный истец обратился в отделение "Западрегионжилье" о принятии его с женой и детьми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 26 мая 2016 начальник территориального отделения структурного подразделения уполномоченного органа признав его с женой нуждающимися в получении жилья, в постановке детей на жилищный учет, административному истцу отказал, так как по его мнению они, в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", не являются членами его семьи.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что дети Рындина зарегистрированы и постоянно проживают с 201 года в служебном жилом помещении, нанимателем которого выступает административный истец, а, соответственно, являются членами его семьи, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения начальника отделения "Западрегионжильё", обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Довод же апелляционной жалобы о том, что дети Рындина не могут быть признаны нуждающимися в получении постоянного жилого помещения, как члены семьи военнослужащего, судебная коллегия в силу вышеизложенного находит противоречащими положениям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от 24 августа 2016 года по административному исковому заявлению Рындина ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.