Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федоровой Е.Н. на решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федоровой Е.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО1 от 16 сентября 2016 года Федорова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Федорова Е.Н. подала жалобу в районный суд.
Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2016 года постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО1 от 16 сентября 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Федорова Е.Н. просит отменить решение судьи от 31 октября 2016 года и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения Федоровой Е.Н. и ее защитника Алексеева Б.М., а также представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО2, прихожу к следующему.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия по самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.; использованию земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства России N 1 от 02.01.2015, в полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входит осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 54 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, при проведении плановой выездной проверки должностные лица устанавливают в том числе соответствие площади земельного участка площади, указанной в государственном кадастре недвижимости и в правоустанавливающих документах.
Как следует из материалов дела, в порядке осуществления государственного земельного надзора на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель - заместителя руководителя Управления Росреестра по Чувашской Республике ФИО1 от 29 июля 2016 года N 18-05/3905 должностным лицом Управлении Росреестра по Чувашской Республике проведена внеплановая выездная проверка в отношении гр. Федоровой Е.Н. на предмет соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010309:190, площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
В ходе проверки вышеуказанного земельного участка произведен обмер границ земельного участка на местности спутниковым геодезическим аппаратом Hiper SR (заводской номер 1209-13779, свидетельство о поверке от 25 апреля 2016 г. N 63482) по внутренним границам земельного участка с кадастровым номером 21:01:010309:190, в ходе которого было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 486 кв.м., в то время как право Федоровой Е.Н. оформлено на земельный участок площадью 300 кв.м.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа, суд первой инстанции согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях Федоровой Е.Н. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, при этом исходил из того, что самовольное занятие и использование части земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении N 2100-156-16 от 02 сентября 2016 г.; распоряжением органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от 29 июля 2016 года; актом административного обследования объекта земельных отношений N 076-АдО-16 от 30 июня 2016 года; предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ N 3905 от 17 августа 2016 года, фотоматериалами и другими материалами.
Однако с выводом судьи о наличии в действиях Федоровой Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ согласиться нельзя.
Согласно пунктам 1 статей 25, 26 Земельного кодекса права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельного участка, а также прошедшие государственную регистрацию договора аренды земельного участка.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаниями возникновения прав на земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 15 августа 2013 года Федорова Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:010309:190, с разрешенным видом использования- "для садоводства"(из земель населенных пунктов), площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:01:010309:190, площадью 300 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет. Сведения о координатах характерных точек границ участка, принадлежащего Федоровой Е.Н. на праве собственности, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, границы земельного участка в установленном законом порядке не установлены.
Согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-206-45-А предыдущему собственнику земельного участка 45 "А" с кадастровым номером 21:01:010309:190 ФИО3 для садоводства был предоставлен земельный участок площадью 0,3 га, согласно чертежу данный земельный участок имеет прямоугольную форму с размерами сторон 15 м и 20 м.
Основанием для привлечения Федоровой Е.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.1 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 486 кв.м., в то время как право Федоровой Е.Н. оформлено на земельный участок площадью 300 кв.м.
Между тем, само по себе превышение площади спорного земельного участка площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не свидетельствует о наличии в действиях Федоровой Е.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что принадлежащий Федоровой Е.Н. земельный участок по периметру огорожен металлическим забором, установленным смежными землепользователями при первичном отведении земельного участка. С момента выделения земельного участка границы земельного участка не изменялись.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Федорова Е.Н. самовольно увеличила площадь земельного участка, изменила его границы.
Отсутствие на момент разрешения дела точного установления границ данного земельного участка, а также смежных землепользователей, не позволяет суду на основании имеющихся в деле доказательств сделать вывод о самовольном занятии Федоровой Е.Н. земельного участка площадью 186 квадратных метров, а также использовании части земельного участка (площадью 186 кв.м.) в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Кроме того, в силу пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с данным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 03.03.2016 N 187 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО "РосНИПИУрбанистики" в 2015 году", Законом Чувашской Республики от 23.07.2003 N 19 "О нормах предоставления земельных участков гражданам в Чувашской Республике", Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики N 160 от 14.04.2011 установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков в случае предоставления их из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, в соответствии с которыми предельный минимальный размер земельных участков с разрешенным использованием: для садоводства составляет- 0,03 га, максимальный- 0,10 га.
Превышение площади спорного земельного участка не выходит за указанные пределы.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2016 года подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Федоровой Е.Н. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.