Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В.,
судей Степановой Э.А., Карачкиной Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Степановой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Джавадова З.Ю.о. к МВД по Чувашской Республике, УМВД России по г.Чебоксары о признании незаконным и отмене решения УФМС России по Чувашской Республике о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации, поступившего по апелляционной жалобе Джавадова З.Ю.о. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
Джавадов З.Ю.о. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике - Чувашии от 13 мая 2016 года о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации.
Требования Джавадовым З.Ю.о. обоснованы тем, что до января 2016 года пребывал на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, после аннулирования разрешения он выехал за пределы Российской Федерации в январе 2016 года и 22 апреля 2016 года вновь въехал в Россию и встал на регистрационный учет. Решением УФМС России по Чувашской Республике - Чувашии от 13 мая 2016 года ему сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации. Указанное решение о сокращении сроков пребывания принято без учета его семейного положения - он состоит в гражданском браке и имеет двоих несовершеннолетних детей, которые являются гражданами Российской Федерации. В принятом решении усматривает нарушение его прав на личную и семейную жизнь, что недопустимо в силу международных норм права. Просит признать незаконным и отменить решение УФМС России по Чувашской Республике - Чувашии от 13 мая 2016 года о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Определением суда от 19.09.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по г.Чебоксары.
В судебном заседании административный истец Джавадов З.Ю.о. административный иск поддержал, представитель административного ответчика - МВД по Чувашской Республике Иванова Л.А. административные исковые требования не признала, указав на законность оспариваемого решения.
Административные ответчики УМВД России по г.Чебоксары, УФМС по Чувашской Республике, заинтересованные лица ОП N2 УМВД по г.Чебоксары, ОУФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Вышеуказанным решением суда от 28.09.2016 Джавадову З.Ю.о. отказано в удовлетворении административного иска.
Джавадов З.Ю.о. обжаловал судебное решение на предмет отмены, ссылаясь на то, что решение УФМС России по Чувашской Республике от 13.05.2016 представляет собой вмешательство в сферу его личной и семейной жизни, сокращение срока временного пребывания в Российской Федерации нарушает его права на семейные связи, а также права несовершеннолетних детей быть воспитанными отцом.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав административного истца Джавадова З.Ю.о., поддержавшего апелляционную жалобу, и представителя административного ответчика МВД по Чувашской Республике Иванову Л.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что административный истец Джавадов З.Ю.о. является гражданином Республики ...
Решением УФМС России по Чувашской Республике от 9 декабря 2015 года Джовадову З.Ю.о. аннулировано разрешение на временное проживание в соответствии с п.п.7 ч.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с неоднократным совершением им в течение одного года административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Решением ОУФМС России по Чувашской Республике в Калининском районе г.Чебоксары от 13 мая 2016 года срок пребывания Джавадова З.Ю.о. на территории Российской Федерации сокращен до 17 мая 2016 года на основании п.3 ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Основанием для принятия указанного решения явились то, что Джавадов З.Ю.о. прибыл в Российскую Федерацию 28 января 2016 года и пребывал в Российской Федерации до 22 апреля 2016 года, то есть 86 календарных дней. Повторно Джавадов З.Ю.о. въехал на территорию Российской Федерации 22 апреля 2016 года и был поставлен на учет сотрудниками почтового отделения N "адрес" с 22 апреля 2016 года по 20 июля 2016 года. Указанная постановка на миграционный учет составила более 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.
Факт пребывания на территории Российской Федерации суммарно свыше девяносто суток в течение периода в сто восемьдесят суток Джавадов З.Ю.о. не оспаривает, так как с 28.01.2016 по 22.04.2016 и с 22.04.2016 по 20.07.2016 он находился на территории Российской Федерации и находится на территории Российской Федерации до настоящего времени, следовательно, у миграционного органа имелись законные основания для сокращения срока временного пребывания истца на территории Российской Федерации имелись.
Джавадову З.Ю.о. 13 мая 2016 года выдано уведомление с указанием на необходимость выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, решение Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике - Чувашии от 13 мая 2016 года о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации соответствует закону, принято уполномоченным органом и прав заявителя, предусмотренных ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не нарушает.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Частью 3 ст.55 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, которая ратифицирована в Российской Федерации Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно абз.2 п.1 и п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
Подпунктом 7.16.5 пункта 7 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N711, предусмотрено, что Федеральная миграционная служба принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156 функции и полномочия Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Судебная коллегия находит, что оспариваемое административным истцом решение принято в соответствии с положениями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", оно не свидетельствуют о вмешательстве в его личную и семейную жизнь, право на уважение которой гарантируется ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и не может быть расценено как нарушение прав заявителя, учитывая, что государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 марта 2006 года N 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
С учетом наличия у Джавадова З.Ю.о. двоих несовершеннолетних детей, оспариваемое решение допускает вмешательство в сферу семейной жизни административного истца, защищаемую ст.8 Конвенции о защите прав человека.
Однако также вмешательство в данном случае не является произвольным, оно основано на строгом соблюдении норм вышеуказанного Федерального закона и оправдано крайней необходимостью защиты интересов государства (правопорядка) от противоправного поведения заявителя. Находясь на территории государства, иностранные граждане обязаны соблюдать законы государства, в котором они находятся.
Как обоснованно отмечено судом, оспариваемое решение не влечет безусловный запрет на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию в новом периоде в 180 суток. Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, 12 декабря 2016 года Джавадов З.Ю.о. обратился с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Таким образом, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Джавадова З.Ю.о. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 28 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи: Э.А. Степанова
Ю.Г. Карачкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.