Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А.Разуваевой
судей И.К.Ющенко, Г.И.Федоровой
при секретаре В.Л.Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Ю. Ю. к Министерству транспорта Российской Федерации о признании действий по начислению компенсации незаконными, взыскании недоплаченной компенсации при увольнении и денежной компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Лебедевой Ю.Ю. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения Лебедевой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации о признании действий по начислению компенсации незаконными, взыскании недоплаченной компенсации при увольнении и денежной компенсации морального вреда. В обоснование искового заявления указала, что 10.08.2012 года она была назначена на должность "данные изъяты" в Дальневосточное территориальное управление Росграницы (приказ о назначении на должность N от 10.08.2012 года). 01.10.2012 года переводом была назначена на должность "данные изъяты" ДВТУ Росграницы, приказ N от 01.10.2012 года. 16.04.2013 года переведена на должность "данные изъяты" в ДВТУ Росграницы, в связи с чем был издан приказ N от 15.04.2013 года, с ней заключен служебный контракт N от 16.04.2013 года на срок с 16.04.2013 года по 15.04.2018 года. С 08.10.2014 года по 12.03.2015 года она находилась в отпуске по беременности и родам, что подтверждается листками нетрудоспособности. В соответствии со ст. 256 ТК РФ на основании приказа о предоставлении отпуска N от 11.03.2015 года с 13.05.2013 года ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 16.02.2016 года ей было вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с упразднением ДВТУ Росграницы. В ответ на заявление от 18.02.2016 года о предоставлении информации, касающейся предстоящего увольнения, 24.02.2016 года ей было повторно вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи упразднением ДВТУ Росграницы, в котором указано, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 года N Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено, приказом Росграницы от 11.02.2016 года Дальневосточное территориальное управление Росграницы ликвидируется и она будет уволена 18.04.2016 года на основании пп. 8.3 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Приказом N от 06.04.2016 года с ней расторгнут служебный контракт от 16.04.2013 года N на основании п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Полагает, что действия ДВТУ Росграницы в части выплаты ей компенсации в меньшем размере являются незаконными и необоснованными, так как для выплаты компенсации при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с гражданским служащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в расчет берется в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата. Из расчетного периода исключается время нахождения гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком, а также в отпуске по беременности и родам.
Считает расчет компенсации, начисленной при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере "данные изъяты" законным и обоснованным, следовательно, в ее пользу подлежит взысканию недополученная компенсация, выплачиваемая гражданскому служащему при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере "данные изъяты" с учетом вычета НДФЛ. Из вышеперечисленного следует, что действия по начислению и выплате представителем нанимателя ДВТУ Росграницы ей компенсации в размере "данные изъяты" (с учетом вычета НДФЛ) являются незаконными.
Поскольку представителем нанимателя ДВТУ Росграницы было нарушено ее право на получение компенсации при расторжении служебного контракта, считает, что в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, что предусмотрено ст. 237 ТК РФ. Невыплата представителем нанимателя в полном объеме причитающихся выплат выразилась в нравственных страданиях, ограничении права на достойную жизнь и оплату труда, проявлению неприятного эмоционального состояния, переживанию и волнению. С учетом характера и объема нарушенных прав в соответствии с принципом соразмерности и справедливости считает, что в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере "данные изъяты". Просит признать действия представителя нанимателя ДВТУ Росграницы по начислению ей компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере "данные изъяты" (с учетом вычета НДФЛ) незаконными, взыскать с Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в ее пользу недополученную компенсацию, выплачиваемую гражданскому служащему при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере "данные изъяты" (с учетом вычета НДФЛ).
Определением суда от 03.08.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.
Определением суда от 27.09.2016г. произведена замена ненадлежащего ответчика Дальневосточного территориального управления Росграницы и Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ на надлежащего - Министерство транспорта РФ.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований Лебедевой Ю.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Лебедева Ю.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, взыскать недополученную компенсацию, выплачиваемую гражданскому служащему при расторжении служебного контракта по ч. 1 п. 8.3 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере "данные изъяты" (с учетом вычета НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", действия по начислению и выплате представителем нанимателя ДВТУ Росграницы компенсации в размере "данные изъяты" (с учетом вычета НДФЛ) признать незаконными. Полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. При фактической выплате компенсации были исключены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата и соответственно уменьшен размер районного коэффициента и северной надбавки, недополучена компенсация при расторжении служебного контракта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по этим доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лебедева Ю.Ю. в период с 10.08.2012 года по 06.04.2016 год проходила государственную гражданскую службу в Дальневосточном территориальном Управлении Росграницы, с 01.10.2012 года в должности "данные изъяты", с 16.04.2013 года в должности "данные изъяты".
На основании приказа N от 11.03.2015 года Лебедевой Ю.Ю. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Указом Президента РФ от 02.02.2016 года N 40 "Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено.
Приказом N от 06.04.2016 года с Лебедевой Ю.Ю. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с 18.04.2016 года с государственной гражданской службы на основании п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа (ДВТУ Росграницы).
При увольнении Лебедевой Ю.Ю. Дальневосточным территориальным Управлением Росграницы была выплачена причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие упразднения государственного органа и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере "данные изъяты". При этом судом установлено, что в расчет размера денежного содержания ответчиком не была включена сумма премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для применения постановления Правительства РФ от 24.12.2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" при выплате компенсации в связи с ликвидацией государственного органа не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу ч.1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа ( п.8.3 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (п. 3.1. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
В п. 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Указанными Правилами предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8абз. 2 п. 8 Правил).
Из изложенного следует, что выплаты, предусмотренные подпунктами "д" - "ж" п. 2 Правил учитываются в составе денежного вознаграждения, подлежащего выплате государственному гражданскому служащему при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа только тогда, когда они ему фактически были начислены в течение 12 последних перед событием календарных месяцев.
Так как в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком Лебедевой Ю.Ю. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 12 последних месяцев перед увольнением не начислялись, оснований для их включения в расчет месячного денежного содержания не имелось.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 ст. 11 ТК РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
Следовательно, к возникшим спорным правоотношениям в части порядка исчисления выплаты компенсации в связи с упразднением государственного органа при увольнении истца с государственной гражданской службы не подлежит применению постановление Правительства РФ от 24.12.2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" в части определения периода для расчета такой компенсации.
Поскольку в действиях ответчика по отношению к истцу не установлены неправомерные действия, нарушившие его трудовые права, требования о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренные положениями ст. 237 ТК РФ удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2016 года по гражданскому делу по иску Лебедевой Ю. Ю. к Министерству транспорта Российской Федерации о признании действий по начислению компенсации незаконными, взыскании недоплаченной компенсации при увольнении и денежной компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лебедевой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2017 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Т.А.Разуваева
Судьи: И.К.Ющенко
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.